2.1.1. Традиционно жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на четыре основные подотрасли:
- жилищное хозяйство (техническое обслуживание жилого фонда, содержание и обслуживание внутридомовых инженерных сетей, текущий и капитальный ремонт мест общего пользования, обслуживание лифтов и мусоропроводов, вывоз мусора от жилых домов, обслуживание и благоустройство придомовой территории, обслуживание антенного хозяйства);
- ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, включая обслуживание и содержание внутриквартальных инженерных коммуникаций);
- благоустройство населенных пунктов (ремонт дорог, мостов и набережных, летняя и зимняя уборка улиц, озеленение, сбор, вывоз и складирование твердых и жидких отходов из мест общего пользования, санитарная очистка и утилизация отходов);
- бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, подвоз воды в частный сектор, заготовка, вывоз, распиловка и колка дров, подвоз угля для отопления, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание).
2.1.2. Задачи демонополизации предприятий в различных подотраслях ЖКХ существенно различаются и определяются видом деятельности и положением предприятия на рынке ЖКУ, достигнутым уровнем приватизации, степенью государственного ценового регулирования а также финансовым обеспечением и наличием экономического интереса у поставщиков ЖКУ.
2.1.3. К числу основных структурных особенностей ЖКХ края можно отнести следующие:
- концентрация жилого фонда (85,4 процента) и, соответственно, коммунальных услуг в семи городах края;
- повышенная доля жилого фонда (43,7 процента), находящегося в муниципальной собственности, и тенденция ее ежегодного увеличения;
- незначительная в сельской местности доля собственного жилья по сравнению со всем жилищным фондом, находящимся в собственности граждан (14 процентов);
- низкий уровень приватизации коммунальных объектов;
- низкий уровень благоустройства жилья и малые удельные объемы ЖКУ на одного проживающего в сельской местности;
- монопольное положение на локальных рынках подавляющего большинства предприятий, оказывающих ЖКУ на территории края;
- преобладание в структуре ЖКХ как по стоимости, так и по значимости, услуг по теплообеспечению жилого фонда;
- концентрация коммунальных услуг преимущественно в муниципальных предприятиях;
- повышенная стоимость по сравнению со среднероссийскими стандартами всех видов жилищно-коммунальных услуг не только в северных районах края, но и в его южных районах;
- повышенная потребность в бюджетных средствах для содержания муниципальных жилищно-коммунальных предприятий;
- сохранение преимущественно административных методов управления ЖКХ с централизацией финансирования предприятий в органах местного самоуправления;
- повсеместное отсутствие приборов учета всех видов поставляемых ресурсов.
2.1.4. В стоимостной структуре ЖКУ, выполненных в крае предприятиями муниципальной собственности, подавляющая доля (84,1 процента) приходится на ресурсоснабжающие подотрасли, из них: на отопление и горячее водоснабжение - 41,7 процента, водоснабжение и канализацию - 28,6 процента, децентрализованное электроснабжение - 9,3 процента, газоснабжение - 4,5 процента. Техническое содержание и текущий ремонт жилого фонда, включая санитарную очистку, занимает всего лишь 15,9 процента.
2.1.5. Достигнутый уровень обеспеченности услугами ЖКХ населения края нельзя признать удовлетворительным. В частности, в сельской местности более 70 процентов жилищного фонда полностью или частично не благоустроено, удельное потребление ЖКУ на одного жителя в сельских районах края меньше по сравнению с городскими поселениями: по среднесуточному отпуску воды в 4 раза, по отпуску тепловой энергии в 2,6 раза, по отпуску сжиженного газа в 2,1 раза, по обеспеченности жильем в 1,4 раза. Уровень благоустройства частного жилья в сельской местности не превышает 10 процентов. Большинство поселков городского типа также не имеют всего комплекса коммунальных услуг.
2.1.6. В силу технологических особенностей практически все ресурсоснабжающие предприятия на рынках ЖКУ занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории города, поселка, района и являются естественными локальными монополиями.
Негативные последствия монопольного положения ресурсообеспечивающих предприятий выражаются не только в необоснованном завышении цен и тарифов на услуги, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
По этой причине настоящие Основные направления рассматривают в основном проблемы государственного контроля за деятельностью предприятий естественных монополий, оказывающих населению услуги в сфере производства, транспортировки и распределения тепловой и электрической энергии, бытового газа, обеспечения холодной водой и канализацией стоков на локальных товарных рынках в пределах муниципальных образований.
2.1.7. Ценовой контроль, осуществляемый в настоящее время органами государственной власти и местного самоуправления, по ряду услуг, оказываемых населению предприятиями - монополистами в сфере ЖКХ, недостаточно эффективен. Основная причина - отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы договоров, отражающих как интересы поставщика услуги, так и ее потребителя.
Договоры с предприятиями - поставщиками ЖКУ на обслуживание заключаются формально, не обеспечивают необходимых или даже минимальных стандартов качества обслуживания. Отсутствует реальный механизм стимулирования ресурсосбережения.
2.1.8. Из-за отсутствия соответствующей законодательно-нормативной базы антимонопольное регулирование естественных локальных монополий, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли, неэффективно. Решение этой проблемы требует реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2.1.9. За последние годы значительно изменилась структура объектов ЖКХ по видам собственности. Это явилось следствием массовой приватизации жилищного фонда, обвальной передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ, почти полном акционировании предприятий бытового обслуживания населения и энергетических объектов, входящих в единую систему энергообеспечения страны.