Недействующий

Об утверждении Основных направлений демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг в Хабаровском ... (Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 23 июля 2004 года N 191)

     
3.2. Антимонопольное регулирование и создание
конкурентной среды в области тепло -, электро -,
газо -, водоснабжения и водоотведения


3.2.1. В настоящее время подавляющая часть предприятий на краевом рынке услуг по тепло -, электро -, газо -, водоснабжению и водоотведению относится к естественным (локальным) монополиям, функционирующим в границах района города, города, отдельного населенного пункта или их группы. Большинство предприятий имеет относительно небольшие объемы производства, кроме того есть хозяйствующие субъекты, для которых оказание этих услуг (кроме газоснабжения) не является основным видом деятельности.

В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке ЖКУ долю более 35 процентов, на территории края включено 103 хозяйствующих субъекта, в том числе оказывающих услуги по водоснабжению и канализации - 13, по производству и передаче электрической энергии - 26, тепловой - 42, по совместному производству и передаче энергии - 33, по газоснабжению - 7.

3.2.2. Общими признаками деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий на местных рынках являются:

- использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);

- неразрывность и (или) строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

- невозможность для потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколько-нибудь длительный срок;

- невозможность компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

- необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

- тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

3.2.3. Монопольный характер рынков услуг по ресурсоснабжению обусловлен следующими основными факторами:

- проблематичность окупаемости затрат ставит существенный барьер созданию параллельных систем, выполняющих те же функции;

- возможные мероприятия по разукрупнению существующих предприятий путем выделения самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до потребителей различными предприятиями по технологической цепочке могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителей.

Практика показывает, что в этой сфере разрыв производственного процесса по технологической цепи и по разным юридическим лицам (сетевое хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.), как правило, ведет не к формированию конкурентной среды, а появлению на данной территории большего числа субъектов монополии.

3.2.4. Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественной монополии, определенные возможности существуют и здесь.

Формированию конкурентной среды может способствовать выполнение ряда вспомогательных работ (ремонт объектов инженерной инфраструктуры, прочистка сетей, ремонт машин и механизмов, снабженческие функции и транспортное обслуживание и т.д.) субподрядными организациями любых форм собственности. Размещение подобных заказов может и должно осуществляться на конкурсной основе, порядок осуществления работ и услуг регламентируется договорами.

3.2.5. Деятельность субъектов естественной монополии в части установления тарифов на услуги в условиях демонополизации должна контролироваться и регулироваться органами исполнительной власти края и местного самоуправления путем ограничения возможностей предприятий злоупотреблять своим монопольным положением на соответствующих рынках путем:

- совершенствования системы ценообразования для субъектов естественных локальных монополий на краевом уровне;

- совершенствования системы управления ЖКХ;

- углубления правовой регламентации взаимоотношений между бюджетами и естественными монополиями, прозрачности формирования цен (тарифов) монополистов и правил их определения;

- введения системы периодического аудита издержек предприятий - монополистов и анализа обоснованности их тарифов;

- внедрения ресурсосберегающих технологий и установки приборов учета и контроля.

3.2.6. Создание конкурентной среды для предприятий - монополистов возможно на отдельных этапах предоставления им услуг подрядными организациями на конкурсной и договорной основе, в частности, при выполнении сезонных ремонтных работ капитального характера, закупке топлива, материалов. Развитие конкурентной среды может осуществляться органами местного самоуправления в сфере управления муниципальными системами городского теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании договоров, в которых должны быть определены основные целевые установки деятельности предприятия, стандарты качества предоставляемых им услуг и тарифная политика муниципалитета.

3.2.7. Важнейшим условием успешного регулирования рынков ЖКУ естественных локальных монополий является повышение обоснованности устанавливаемых субъектами монополий тарифов и цен на свои услуги.

Существенное влияние на формирование конкурентной среды в рассматриваемой сфере может оказать внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей. В настоящее время следует пропагандировать внедрение локальных систем теплоснабжения при строительстве жилых домов и гостиниц повышенной комфортности, офисов крупных компаний.