2.3.1. Региональные особенности ЖКХ на территории края связаны с особенностями экономического развития и размещения его производительных сил, экономико-географическим и внешнеполитическим положениями края, размерами территорий муниципальных образований и сложившимся типом административного управления, технологическими особенностями энергообеспечения края (виды топлива, способы его доставки и стоимость, типы водозаборов и технологии водоподготовки) и особенно отдаленных сельских и северных районов края.
Особенности экономико-географического положения края, заключающиеся в специализации и размещении производства, в низкой плотности населения, в сложившихся системах расселения, малой численности населенных пунктов (в среднем 585 человек) и концентрации населения в нескольких городах (80 процентов населения), в отдаленности и транспортной недоступности большей части северных районов, климатические и другие факторы определили особенности структуры жилищно-коммунального хозяйства края, объемы его услуг и принципы управления и финансирования отрасли.
В конечном итоге все они проявляются в повышенной потребности населения в энергообеспечении, с одной стороны, и в повышенной стоимости этих услуг по сравнению с установленным федеральным стандартом, с другой.
Наибольшее превышение стоимости стандартного набора ЖКУ по сравнению с установленным федеральным стандартом наблюдается в Аяно-Майском районе - в 5 раз, Тугуро-Чумиканском - в 3 раза, Комсомольском и Охотском районах в 2,5 раза. Себестоимость обслуживания 1 кв. м жилья в 1997 году находилась в пределах от 15,2 тыс. руб. в р.п. Ванино, до 44,5 тыс. руб. в р.п. Чегдомын. Аналогичная ситуация наблюдается в районах по уровням нормативов потребления коммунальных услуг.
2.3.2. Указанные выше региональные особенности оказывают существенное влияние на ограничение пределов демонополизации в сфере ЖКХ исходя из:
- типов административного образования;
- предельно допустимых размеров населенных пунктов;
- статуса и степени монопольного положения муниципальных предприятий на рынке ЖКУ;
- достигнутого уровня приватизации и конкуренции на рынке в отдельных видах деятельности;
- предельно допустимых объемов жилого фонда или ЖКУ на ограниченной территории и т.п.
2.3.3. Исходя из анализа указанных выше предельных критериев и руководствуясь принципом проведения мероприятий только при их позитивном влиянии на снижение издержек и повышение эффективности управления, предлагается внести корректировку нормативов, предусмотренных федеральной программой демонополизации, и на территории края не рассматривать на данном этапе Основных направлений демонополизации:
- все сельские административные районы, а также населенные пункты, имеющие население менее 7000 человек и общую площадь жилого фонда менее 100 тыс. кв. м. Перечень городов и рабочих поселков края, принятых для разработки муниципальных программ демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг приведен в приложении 1;
- предприятия, входящие в группу "бытовое обслуживание", где в настоящее время проблемы демонополизации решены в достаточно полной мере на основе приватизации, акционирования и довольно жесткой конкуренции на местных рынках;
- энергоисточники, входящие в состав краевой энергосистемы открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" РАО ЕЭС России, как объекты достаточно жесткого государственного регулирования, и контролируемые на федеральном и краевом уровнях через федеральные и региональные энергетические комиссии.
Кроме того, учитывая естественное монопольное положение подавляющей части локальных ресурсообеспечивающих муниципальных коммунальных предприятий, обеспечивающих тепло-, электро-, газо- и водоснабжение населения, предлагается ограничить процесс демонополизации этих видов деятельности путем создания комплекса мер антимонопольного регулирования.