2.2.1. Система управления и финансирования ЖКХ края основана на принципах административного управления и несет в себе свои достоинства и недостатки. В рамках реформы ЖКХ медленно, но все же идет процесс реформирования управления ЖКХ на уровне муниципальных образований. К настоящему времени в шести муниципальных образованиях края созданы службы заказчика, в трех районах такие службы создаются. Приступили к формированию службы заказчика в Кировском районе г. Хабаровска. При администрации края созданы контролирующие органы - государственная жилищная инспекция и орган лицензирования деятельности в жилищно-коммунальных подотраслях.
2.2.2. Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ края является повсеместная концентрация подавляющего объема работ по предоставлению ЖКУ в муниципальных предприятиях и, соответственно, преобладание административных, а не экономических рычагов воздействия на эти предприятия в условиях хронического бюджетного дефицита, что обусловливает низкую привлекательность данной сферы для предприятий других форм собственности. Отсутствие служб заказчика, управляющих компаний сдерживает формирование договорных отношений между собственниками, управляющими компаниями и подрядными организациями, определяющими права, обязанности и ответственности сторон.
Это находит отражение, прежде всего, в отсутствии развитых договорных отношений на предоставление ЖКУ в муниципальном жилищном фонде, что приводит к значительному недофинансированию муниципальных предприятий ЖКХ, к систематическому росту задолженности бюджетных потребителей перед поставщиками ЖКУ.
2.2.3. Основные меры по совершенствованию управления ЖКХ, должны осуществляться органами местного самоуправления при нормативном обеспечении и методическом руководстве управления ЖКХ администрации края.
Потребность в новых формах и методах организации управления объектами ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей обусловлена неизбежностью появления новых групп собственников - инвестиционных, строительных и эксплуатационных организаций различных форм собственности, владельцев и арендаторов жилых помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций. Это требует изменения компетенции и функций органов управления в обеспечении государственного регулирования и контроля развития и текущей деятельности ЖКХ, а также формирования структур, представляющих интересы не только всех собственников, но и потребителей услуг.
2.2.4. Реальное финансирование предприятий ЖКХ на территории края осуществляется из местных бюджетов по остаточному принципу, без выделения данной расходной статьи в бюджетах. Планирование расходов имеет ряд традиционных недостатков, оставшихся от ранее существовавшей системы управления, и осуществляется без учета установленных предельных норм потребления услуг населением, без установления лимитов потребления ЖКУ бюджетным организациям, без учета реальных объемов производства услуг, непроизводительных потерь и качества услуг.
В результате плановые финансовые обязательства местных бюджетов, как правило, оказываются выполнимы на уровне 35 - 40 процентов, и именно это оказывает пагубное влияние на состояние ЖКХ и ограничивает возможности проведения процедур по демонополизации в этой сфере. При этом платежи населения за ЖКУ, которые собираются на уровне не менее 85 процентов начисленных плановых объемов, в основном направляются на частичные расчеты с коммунальными предприятиями за предоставленные услуги. Для оплаты труда работников ЖКХ и тем более для проведения работ по техническому содержанию и ремонту жилого фонда в требуемых объемах при хроническом невыполнении планов бюджетного финансирования средств практически нет.
2.2.5. В целях совершенствования механизма финансирования и ценообразования в ЖКХ необходимо методическое и организационное обеспечение вопросов, связанных с разработкой и реализацией принципов межбюджетных отношений на краевом и муниципальном уровнях. Для этого необходима разработка краевых и муниципальных стандартов содержания предприятий ЖКХ на основе предельных нормативов потребления ЖКУ по районам (населенным пунктам) края.
Для обеспечения "прозрачности" средств, выделяемых на ЖКХ, необходимо выделение их отдельной строкой в бюджетах.
Формирование нормативов потребления и уровень оплаты услуг населением в районах должен дифференцироваться с учетом конкретной социально-экономической ситуации на территории. Целесообразно создание специализированных внебюджетных фондов поддержки реформ ЖКХ для инвестирования краевой и муниципальных программ реформирования ЖКХ и разработки соответствующих проектов.