Недействующий

О состоянии жилищно-коммунального хозяйства края и перспективах его развития (Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 23 июля 2004 года N 191)


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июня 1997 года N 229


О состоянии жилищно-коммунального хозяйства края
и перспективах его развития


____________________________
Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 23 июля 2004 года N 191

____________________________



Жилищно-коммунальное хозяйство края представляет собой многоотраслевой комплекс по созданию условий для бесперебойной работы систем жизнеобеспечения населения и социальной стабильности.

Общая площадь жилищного фонда Хабаровского края составляет 24,4 млн. кв. метров, в том числе 16,5 млн. кв. метров в муниципальной собственности.

Для удовлетворения потребностей населения и экономики края в коммунальных услугах созданы 138 муниципальных предприятий с численностью работающих 32 тысячи человек. В отрасли работает 440 котельных, 102 дизель-электростанции, мощности по подаче воды составляют 720 тыс. куб. м в сутки, по очистке сточных вод 426 тыс. куб. метров. Общая протяженность улиц городов составляет 2 тыс. км, площадь зеленых насаждений 1,2 тыс. гектаров.

Стоимость основных фондов предприятий отрасли составляет более 32 трлн. рублей. Общие затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства в 1996 году составили 1,6 трлн. рублей; в том числе бюджетных средств 801 млрд. рублей или 17,8 процентов от бюджета края. Наибольшие затраты приходятся на теплоэнергетику - 680 млрд. рублей. Дотация из бюджета на возмещение разницы в тарифах для населения по теплу составляла 453 млрд. рублей и по содержанию жилья 115,4 млрд. рублей.

В 1996 году проведена необходимая подготовка жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду, что обеспечило устойчивую работу котельных, дизель-электростанций, объектов водопровода и канализации в прошедшую зиму.

Администрацией края совместно с администрациями муниципальных образований был обеспечен в необходимых объемах завоз топлива в северные районы края.

В г. Николаевске-на-Амуре введен в эксплуатацию пусковой комплекс водозаборных сооружений, позволивший обеспечить надежное снабжение города качественной водой из подземного источника, выполнены работы по реконструкции водопроводных сетей в г. Амурске, смонтированы и введены в эксплуатацию три комплекта блочных котельных модулей производства США общей мощностью 30 Гкал в час в г. Хабаровске. За последние два года внедрены передовые технологии по ремонту дорожного покрытия и бестраншейной замене трубопроводов, проведены опытно-исследовательские работы по обезжелезиванию и удалению марганца из подземных вод в водоносном горизонте с применением опыта передовых мировых технологий.

С 1993 года в крае начался переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг населением. Созданы службы "Заказчика" в Солнечном, Советско-Гаванском, Ванинском районах. В городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре параллельно с существующими производственными жилищно-эксплуатационными трестами действуют самостоятельные предприятия по обслуживанию жилого фонда, произведено разделение платежей от населения, по видам услуг. За этот период размер оплаты населением жилищно-коммунальных услуг увеличился в десять раз.

В то же время экономический спад производства и инфляционные процессы не позволили снизить относительные размеры бюджетного финансирования. Рост ставок оплаты жилья и коммунальных услуг при неблагополучной динамике роста доходов населения привел к увеличению выплаты субсидий за этот период в девять раз. В 1997 году более 16 процентов населения края нуждаются в субсидиях по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму более 80 млрд. рублей.

Выпадающие доходы по предоставлению льгот различным категориям граждан в целом по году составляют 60 млрд. рублей. Из-за дефицита бюджета фактическое финансирование составляет 47 процентов от необходимого. Дебиторская задолженность за оказанные коммунальные услуги превысила 1,3 трлн. рублей. Ситуация усугубляется ежегодным приростом ведомственного жилого фонда, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии. До 2000 года в муниципальную собственность необходимо принять порядка 7 млн. кв. метров ведомственного жилья.

В сложившейся экономической ситуации нарастает износ основных фондов коммунальных предприятий, растет количество повреждений на инженерных сетях, ежегодный прирост ветхого жилого фонда составляет 8,2 процента и по состоянию на 1 января 1997 года превысил 500 тыс. кв. метров.

Объем инвестиций в развитие объектов коммунального назначения снизился по сравнению с 1993 годом в 11 раз. Города Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Вяземский не имеют очистных сооружений канализации. В г. Хабаровске дефицит воды соответствующей санитарным нормам превышает 100 тыс. куб. м в сутки. Не ведется должным образом строительство низковольтных линий электропередач в Комсомольском, Нанайском, Амурском районах, для обеспечения централизованного электроснабжения отдаленных поселков.

Основным фактором, обостряющим, ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве края, является низкое качество предоставляемых услуг при их высокой себестоимости. Самая высокая себестоимость обслуживания одного квадратного метра жилья составляет 3,0 тыс. рублей в Верхнебуреинском районе и самая низкая - 561 рублей - в Ульчском районе, при средней по краю - 1,6 тыс. рублей. Оплата за тепло и электроэнергию в общих платежах населения за жилищно - коммунальные услуги составляет более 50 процентов, а в Охотском районе - 72 процента.

Общие расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц в 1 квартале текущего года по краю составили 82,2 тыс. рублей. Дальнейшее повышение оплаты при сложившейся платежеспособности населения без коренного улучшения качества услуг и снижения их себестоимости невозможно.

Учитывая сложившуюся обстановку в жилищно-коммунальном хозяйстве края и в целях решения задач по снижению себестоимости оказываемых услуг населению, повышению качества, сокращению бюджетного финансирования,

постановляю:

1. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству (Ю.Ф.Матвеев), комитету по экономике (А.Б.Левинталь), финансовому управлению (А.С.Кацуба) администрации края во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" разработать краевую программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства края в срок до 1 сентября 1997 года.

2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации края (Н.М.Чаткин), главам муниципальных образований городов и районов края, руководителям предприятий, занимающихся содержанием и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального назначения до 1 июля 1997 г. проанализировать работу существующих структур муниципальных предприятий и, исходя из "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", перейти на их реорганизацию с учетом создания служб "Заказчика", перехода на договорные отношения на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, создания товариществ собственников жилья.

3. Главам муниципальных образований городов и районов края:

3.1. Принять участие в разработке краевой программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства края. Учитывая особенности местных условий, разработать программы преобразования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

3.2. Разработать программы по завершению до 2000 года приемки в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда и объектов жилищно-коммунального назначения в срок до 1 августа 1997 года. Не допускать перебоев в их работе до осуществления приема-передачи.

3.3. Перевести все заказы и виды выполняемых работ по капитальному и текущему ремонту жилья и коммунальных объектов на конкурсную основу, отдавая предпочтение организациям, имеющим наименьшую стоимость работ.

3.4. Совершенствуя систему оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги, обеспечить сокращение дебиторской задолженности. Применять к неплательщикам штрафные санкции, наложение ареста на имущество, проведение взаимозачетов, использовать другие методы в установленном порядке вплоть до прекращения оказания коммунальных услуг.

3.5. Для осуществления контроля за структурой и величиной расходов, включаемых в себестоимость производителями коммунальных услуг и обслуживающих жилой фонд, независимо от форм собственности, разработать с учетом местных условий предельно допустимые величины статей расходов.

3.6. Усилить конкретную работу по экономному расходованию топлива и вырабатываемых энергоресурсов. Разработать программы по установке приборов учета расхода топлива на котельных и дизель-электростанциях, потребления воды, тепла и газа в жилых домах-новостройках и капитально отремонтированных распределительных сетях в срок до 1 октября 1997 года. Расширить виды услуг на установку индивидуальных счетчиков по заявкам населения.

4. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края усилить роль экономических процессов в работе жилищно-коммунального хозяйства. Утвердить "Программу экономического оздоровления и совершенствования методов бюджетного финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства края" в целях снижения себестоимости оказываемых услуг, рационального использования финансовых средств согласно приложению 1.

5. Утвердить "Программу реконструкции и модернизации муниципальных котельных и выводу из работы дизель-электростанций до 2001 года" в целях снижения затрат по выработке тепла на локальных котельных, развития централизованного электроснабжения населенных пунктов края согласно приложению 2.