2. Цели реформы жилищно-коммунального хозяйства
и ее региональные особенности
Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства края является перевод отрасли на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения края необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета края и доходами населения. Жилищная реформа в крае проводится с целью решения следующих задач:
- Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда;
- Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением - потребителем, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства;
- Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда;
- Создание конкурентной среды в жилищно-коммунального хозяйства, как одного из рычагов поступательного повышения качества услуг и снижения их себестоимости.
При условии выполнения федеральных стандартов переход отрасли на бездотационное содержание должен произойти в 2003 году. Однако для Хабаровского края, переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в чрезвычайно сложных условиях.
Объективно высокие издержки, связанные с удлиненной продолжительностью отопительного периода, с высокой стоимостью привозного сырья, материалов и топлива в сочетании с низким уровнем доходов населения и значительными задержками по заработной плате, пенсий и пособий напрямую влияют на возможности населения оплачивать частично или в полной мере стоимость жилищно-коммунальных услуг.
По предварительной оценке, при наличии позитивных сдвигов в экономике края переход отраслей жилищно-коммунального хозяйства на бездотационный режим может осуществиться к 2003 году. При сохранении негативных социальных и экономических тенденций этот срок может продлится еще на 3 - 4 года.
Специфические для края региональные факторы условно делятся на две группы:
К группе объективных факторов, удорожающих любую производимую на территории края продукцию (услуги) относятся:
- сложные природно-географические условия, территориальная отдаленность, огромные размеры и протяженность территории, очаговый характер производства и расселения, низкая освоенность, наличие резко различающихся климатических зон, подавляющая доля северных и приравненных к ним территорий с суровым климатом и т.п.;
- технологические особенности и дороговизна энергообеспечения территорий (наличие различных типов энергообеспечения (централизованный, локальный и смешанный), высокий уровень износа централизованной и низкий технический уровень локальных (местных) энергосистем, чрезвычайно высокая стоимость энергоносителей, углеориентированная структура топливно-энергетического баланса, сверхдальние схемы завоза топлива, отсутствие собственной топливной базы и т.п.);
- низкая транспортная доступность территории (дальность хозяйственных связей, высокий уровень транспортных тарифов, ограниченность периодов доставки грузов, низкий технический уровень и плотность транспортной сети, дефицит современных транспортных средств и т.д.);
- отсутствие условий для экономического роста (или стабилизации производства) в ближайшее пятилетие и устойчивость (необратимость) депрессивных процессов на отдельных территориях;
- неудовлетворительное состояние подавляющей части жилого фонда;
- большой объем ведомственного жилья и объектов коммунального назначения;
- трудности решения социальных проблем населения (низкий уровень жизни населения и тенденции к росту массовой безработицы в депрессивных районах, негативные особенности социальной структуры населения, усиливание миграционных процессов и особенно из северных районов края и т.п.).
К группе субъективных экономических и организационных факторов, определяющих высокую стоимость услуг при их низком качестве относятся:
- сложившийся вне рыночной экономики устойчивый стереотип управления отраслью и ее предприятиями на основе обязательности и гарантированности бюджетных дотаций, компенсирующих подавляющую долю издержек отрасли;
- затратные методы формирования нормативов и издержек (тарифов), направленные, в первую очередь, на поддержание стабильности существования сложившихся структур управления, а не на нужды эксплуатации и ремонта жилого фонда;
- отсутствие единой нормативно-правовой и методической базы формирования нормативов и тарифов и, как следствие, высокая дифференциация нормативов потребления и стоимости жилищно-коммунальных услуг.