Управление жилищно-коммунальным хозяйством в городах и районах края осуществляется на уровнях: администрации края и муниципальных образований; ведомств, имеющих в своем распоряжении жилищный фонд и коммунальные объекты; муниципальных жилищных трестов и коммунальных предприятий различных форм собственности. Все жилищные и большая часть коммунальных предприятий являются локальными планово убыточными монополистами.
Муниципальное управление жилищным хозяйством, основано на преобладании административного (принудительного) начала над экономическим.
Сложившаяся в социалистической экономике система управления жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на неуклонное сокращение в последние годы доли бюджетного финансирования, гарантирует предприятиям жилищно-коммунального хозяйства постоянную занятость и оплату труда независимо от количества и качества выполняемых работ и услуг. Это является основным препятствием на пути реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
До настоящего времени между собственниками жилищного фонда, нанимателями, жилищными трестами, как правило, отсутствуют договорные отношения. Отсутствие договоров, с одной стороны, снимает всякие обязательства с жилищных предприятий по предоставлению услуг в количестве и качестве, соответствующем установленным платежам, с другой - снимает обязательства с потребителей по оплате услуг. Если такие договоры заключены, то они носят формальный характер и не содержат конкретных обязательств и ответственности за их невыполнение, как со стороны треста, так и жильцов. Совмещая одновременно функции управления и обслуживания жилого фонда, муниципальные жилищные организации не могут представлять интересов потребителя (собственника), и осуществлять жесткий контроль за количеством и качеством жилищно-коммунальных услуг.
В некоторых городах и районах края созданы службы "Заказчика" без реорганизации структур трестов, которые остаются локальными монополиями. Создание таких служб, выполняющих больше административные функции, чем функции управления, имеет формальный характер и приводит к увеличению численности и расходов на их содержание без улучшения качества обслуживания. Соответственно, муниципальные администрации не заинтересованы в формировании менее затратного государственного заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при утверждении тарифов на услуги предпринимаются все меры к их максимальному увеличению.
До настоящего времени в муниципальных образованиях экономическая реформа жилищно-коммунального хозяйства подстраивается под существующую систему управления и действовавшие в плановой социалистической экономике структуры жилищно-коммунального хозяйства. Осознанной и целенаправленной экономической и технической политики радикального реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством не сформировалось.