Недействующий

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства ... (Утратило силу с 12 августа 2004 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 23 июля 2004 года N 191)

     

1.1. Оценка технического состояния жилищно-коммунального
хозяйства края


Жилищное хозяйство.

Жилищное хозяйство включает в себя жилищные предприятия различной ведомственной принадлежности и типов собственности (тресты, жилищно-эксплуатационные управления, муниципальные предприятия ЖКХ в районах и др.), обеспечивающие содержание и техническое обслуживание жилищного фонда края. В стоимостной структуре расходов муниципального ЖКХ содержание жилья занимает 16,8 процента, в доходах - 10,4 процента.

В целом по краю жилищный фонд на начало 1997 г. составлял 26,4 млн. кв. м, из которого 11,5 млн. кв. м (43,4 процента) жилищный фонд муниципальной собственности, 40,2 процента частной, 16,4 процента государственной собственности.

К началу 1997 г. 7,7 млн. кв. м ведомственного жилья передано в муниципальную собственность, 7,8 млн. кв. м приватизировано. В результате, существенно изменилась структура жилищного фонда - доля муниципального жилья возросла с 37,8 до 43,4 процента, частного с 25,2 до 40,2 процентов, ведомственного сократилась с 24 до 11 процентов.

По уровню благоустройства жилищный фонд края характеризуется следующими показателями: оборудовано водопроводом - 79,7 процентов, канализацией - 79,3 процентов, центральным отоплением - 83,2 процентов, горячим водоснабжением - 74,8 процентов, ваннами (душем) - 76 процентов, газом - 66,2 процентов, напольными электрическими плитами - 14,2 процента общей площади жилья. В сельской местности оборудовано водопроводом и канализацией, центральным отоплением, ваннами (душем) 33 процента, газом - 53,5 процента, горячим водоснабжением - 20,9 процента.

Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по качественным характеристикам. Более 981 тыс. кв. м (3,6 процента) общей площади жилого фонда размещено в ветхих и аварийных строениях, в которых проживает около 67 тыс. человек. В сельской местности насчитывается около 1,4 тыс. бесхозных или пустующих индивидуальных домов общей площадью 71 тыс. кв. метров.


Коммунальное хозяйство.

Энергообеспечение жилищного фонда включает услуги по тепло-, электро- и газоснабжению. В зависимости от типа энергоисточников (единая энергосистема, местные котельные и дизельные электростанции, газопроводы и газовые установки) энергетические услуги имеют централизованный или локальный характер. В стоимостной структуре подотраслей жилищно-коммунального хозяйства энергообеспечение муниципального фонда занимает подавляющую долю: в расходах - 68,2 процента, в доходах - 63,7 процента.

Теплоснабжение городов и районов края осуществляется в основном от теплоэлектроцентралей АО "Хабаровскэнерго", обеспечивающих 83,1 процента потребностей в тепловой энергии на жилищно-коммунальные нужды. Остальные 16,9 процента потребности покрываются за счет тепловой энергии, вырабатываемой 200 муниципальными и 407 ведомственными котельными.

Для обеспечения работы отопительных котельных в целом по краю требуется более 800 тыс. т угля и 240 тыс. тонн мазута. Теплоснабжение жилищного фонда, не имеющего центрального отопления, (более 4,4 млн. кв. м) осуществляется за счет поставки населению дров (до 600 тыс. куб. м в год) и угля (до 100 тыс. т в год).

В отопительных котельных более 80 процентов (из 824 ед.) занимают котлы малой производительности (до 3 Гкал/час). Только 6,4 процента котлов оснащены автоматикой, что не позволяет организовать надлежащий приборный учет расхода топлива, объемов вырабатываемой и потребляемой тепловой энергии. Процесс ликвидации неэффективных, морально и технически изношенных котельных идет крайне медленно.

Наиболее слабым звеном в теплоснабжении является состояние тепловых сетей, которые в силу большой протяженности (1045,4 км), высокой изношенности и отсутствия необходимых средств для проведения ремонтных работ, приводят к повышенному расходу топлива и потерь тепла, увеличению аварийности и снижению надежности сети, ухудшению температурных параметров теплоносителя.

Стоимость тепловой энергии, вырабатываемой котельными, почти в 2 раза превышает стоимость тепла на теплоэлектроцентралях АО "Хабаровскэнерго".

Электроснабжение городов и районов края осуществляется в основном от централизованной энергосистемы АО "Хабаровскэнерго", обеспечивающей 89,4 процента (из 1,9 млрд. кВт. час) потребности в электроэнергии на жилищно-коммунальные нужды. Оставшиеся 10,6 процента (206,9 млн. кВт. час) потребности обеспечивается 41 муниципальными и 73 ведомственными дизельными электростанциями общей установленной мощностью около 165 мегаватт.

В городах и поселках края эксплуатацией коммунальных электрических сетей занимаются как специализированные предприятия, так и муниципальные производственные предприятия жилищно-коммунального хозяйства районов.

Из-за неудовлетворительного технического состояния потери электроэнергии в электрических сетях очень велики и колеблются от 7,8 процента в Комсомольске-на-Амуре до 36,6 процента в Николаевске-на-Амуре.

Средняя себестоимость электроэнергии дизельных электростанций более чем в 2,5 раза превышает стоимость кВт. часа в централизованной энергосистеме.


Газоснабжение.

Поставка газа и эксплуатация сетей газоснабжения осуществляется АО "Хабаровсккрайгаз" и его структурными подразделениями. На начало 1997 г. в крае газифицировано 253 населенных пункта, из них 8 городов и 36 поселков городского типа. Из 452 тыс. газифицированных квартир 6,4 процента обеспечивается сетевым газом, остальные сжиженным. Годовой объем отпуска газа на жилищно-коммунальные нужды составляет: сжиженного газа - 61,9 тыс. тонн; сетевого - 49,8 млн. куб. метров.

Протяженность газовых сетей составляет более 4 тыс. км, из которых 464 км наружные сети и 3550 км внутридомовые газопроводы.

Водоснабжение и водоотведение осуществляется в 87 населенных пунктах края, в которых проживает около 80 процентов населения края. В крупных городах услугами водоснабжения и канализации обеспечено более 95 процентов жилищного фонда, что сопоставимо с уровнем в целом по России. Доля услуг по водоснабжению и водоотведению в стоимостной структуре расходов жилищно-коммунального хозяйства составляет 24,7 процента, в доходах 27,8 процента.

Ежедневно из водопроводных систем населению подается 275 тыс. куб. м, что составляет около 65 процентов от объема общей подачи воды. При этом около 27 процентов воды не проходят очистки на очистных сооружениях как при подаче, так и сбросе стоков. Из-за недостаточного развития систем канализации, дефицита мощности и неудовлетворительного состояния очистных сооружений без очистки в р. Амур и на рельеф местности сбрасывается около 160 тыс. куб. м стоков в сутки.

Протяженность муниципальных водопроводных сетей в крае превышает 2500 км, из которых около 400 км нуждается в срочной замене. Протяженность коллекторов муниципальных систем канализации в целом по краю составляет 1161 км, из которых в срочной замене нуждается 19 процентов. Из-за отсутствия средств объемы ремонта ограничиваются только аварийными ситуациями, строительство новых объектов и расширение и реконструкция действующих систем водопровода и канализации прекращены.

Из-за неудовлетворительного состояния водопроводных и канализационных сетей во всех населенных пунктах края не гарантируется надежность водоснабжения, снижается качество и безопасность подаваемой воды, потери воды при транспортировке превышают 24 процента. Особо остро эти проблемы стоят в тех селах и поселках, в которых системы водоснабжения и канализации переданы в муниципальную собственность в последние годы.