Финансирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства складывается из платежей населения за жилищно-коммунальные услуги и бюджетных дотаций на компенсацию разницы между расчетной стоимостью этих услуг и тарифами для населения. Бюджетное дотирование, в среднем по краю составляет 30 - 40 процентов при среднероссийском - 50 процентов.
Общие затраты муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и АО "Хабаровсккрайгаз" по газоснабжению жилого фонда, в 1996 году составили 1,75 триллиона рублей, из них: 22,7 процента (0,4 триллиона рублей) компенсировано за счет платежей населения, 53 процентов (0,8 триллиона рублей) за счет бюджетов всех уровней. Суммарные убытки отрасли в целом по краю составили 150 миллиардов рублей.
В консолидированном бюджете Хабаровского края 1996 г. доля затрат на компенсацию убытков ЖКХ, включая газоснабжение, составляла 19,8 процента, в краевом бюджете - 10,1 процента. В 1997 году расходы бюджета на эти цели составят 21,8 и 10,3 процента, соответственно.
В условиях перехода к рыночным принципам хозяйствования возможность покрытия убытков, возникающих из-за разницы между себестоимостью жилищно-коммунальных услуг и их оплатой, вносимой потребителями, за счет краевого и местных бюджетов постоянно сокращается. В 1996 году из бюджетов всех уровней жилищно-коммунальному хозяйству края вместо требуемых 1937,8 млрд. рублей было выделено всего 801 млрд. рублей, или 41,3 процента, что на 22 процентных пункта ниже чем в 1995 году. Долг местных бюджетов перед отраслью по компенсации разницы в ценах на жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 1 июля 1997 г. составил 1489,0 миллиардов рублей, в том числе только бюджетный долг по компенсации разницы в ценах на тепло, вырабатываемое ОАО "Хабаровскэнерго", составил 791,0 миллиард рублей.
В 1994-1997 годах наблюдался резкий рост ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, при котором доля населения в покрытии эксплуатационных издержек возросла с 2 - 3 до 20 - 33 процентов. Так, за период с 01.07.94 по 01.07.97 тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли:
- на содержание и техническое обслуживание жилья - в 204 раза;
- на водоснабжение и канализацию - в 411 раз;
- на отопление - в 358 раз;
- горячее водоснабжение - в 1768 раз;
- газоснабжение - в 92 раза;
- электроэнергию - в 40 раз;
- средняя величина платежей 1 человека за стандартный набор жилищно-коммунальных услуг - в 157 раз (с 690 руб. до 108500 руб.).
К началу 1997 г. доля платежей населения доведена до 40 процентов в оплате жилищных услуг, и до 30 процентов в оплате коммунальных услуг, против 1,6 и 4,0 процентов в 1993 году, соответственно. В среднем доля населения в оплате стоимости суммарного набора жилищно-коммунальных услуг в 1997 году составила 33 процента.
Предельная доля совокупного дохода семьи, направляемая на оплату жилищно-коммунальных услуг, в среднем возросла в 1997 году до 15 процентов. Для малообеспеченных семей эта доля достигает 35 процентов и более. Это свидетельствует о том, что для подавляющей части населения достигнут (или находится очень близко) предел роста платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства края осуществляется в чрезвычайно сложных условиях.
Сложившаяся фактическая стоимость предоставления набора жилищно-коммунальных услуг в первом полугодии 1997 г. в среднем по краю превысила федеральный стандарт 1997 г. в северных районах на 5,1 процента, в южных - на 30,3 процента. Отклонения от уровня федерального стандарта по районам колеблются от снижения на 22 процента (в Комсомольске-на-Амуре) до превышения в 4,4 раза в Аяно-Майском районе. Это свидетельствует о том, что затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг и удельные нормативы их потребления завышены и существенно различаются между городами, районами, находящимися в сопоставимых экономических и природно-климатических условиях.
Практически во всех случаях нормативы, используемые для установления ставок платежей для населения выше среднероссийских величин. Нормативы, утверждаемые главами районных администраций, значительно различаются не только по уровню, но и по единицам измерения. Необходим серьезный анализ обоснованности нормативов и их установление на основе единой адаптированной к условиям края методической базе.
В настоящее время Хабаровск входит в число самых "дорогих" городов России по уровню оплаты населением жилья и коммунальных услуг. На конец марта 1997 г. он занимал четвертое место среди крупных городов и административных центров субъектов Российской Федерации (после Якутска, Норильска и Южно-Сахалинска). Уровень оплаты стандартного набора жилищно-коммунальных услуг на 1 человека в г. Хабаровске приближается к 90 тыс. рублей в месяц. По уровню оплаты населением самой дорогой услуги - отопления, Хабаровск из административных центров субъектов Российской Федерации уступает только Якутску. Ненамного ниже уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг в г. Комсомольске-на-Амуре, а в городах Амурске и Советской Гавани и того выше, достигая 130 - 140 тыс. рублей на человека в месяц (семья из трех человек).
Анализ уровня доходов и платежеспособности населения края за последние три годы говорит о неблагополучной тенденции, все сильнее проявляющейся в падении реальных денежных доходов населения и увеличении доли населения с доходами ниже и на уровне установленного прожиточного минимума.
За период, прошедший с начала реформы жилищно-коммунального хозяйства (августа 1994 г. по июль 1997 г.), сложились следующие соотношения между ростом платежей за жилищно-коммунальные услуги и доходами населения:
- платежи за жилищно-коммунальные услуги на 1 человека (в пределах социальной нормы и нормативов потребления) возросли в 105 раз (в среднем по краю с 694,5 руб. до 72933 руб.);
- доля платежей населения в компенсации издержек отрасли возросла в 4,7 раза (с 7 до 33 процентов);
- при среднем индексе роста цен равном 4,6 средняя заработная плата по краю увеличилась в 3,7 раза (с 328,4 тыс. руб. до 1220,4 тыс. руб.);
- доходы на душу населения возросли в 3,2 раза (с 210,1 тыс. руб. до 683,9 тыс. руб.);
- реальные денежные доходы населения (июнь 1997 к июню 1994) сократились на 28 процентов (с 210,1 тыс. руб. до 166,3 тыс. руб. в ценах 1994 г.).
По сравнению с 1996 годом абсолютно сокращаются средства населения на покупку товаров, в 1,4 раза выросла задолженность по заработной плате и составила на середину года более 1,8 трилл. рублей. В настоящее время 580 тыс. человек или 37 процентов жителей края состоят на учете в органах социальной защиты как остро нуждающиеся. За чертой бедности находятся 45 процентов населения в Тугуро-Чумиканском, Ульчском и Бикинском районах края, в Комсомольске-на-Амуре к такой категории относится более 50 процентов населения.
Приведенные соотношения свидетельствуют об устойчивом снижении уровня жизни подавляющей части населения, реальном сокращении его платежеспособности, в том числе и в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Опережающий рост ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг над его доходами пока не подкрепляется должным развитием в крае службы жилищных субсидий для малообеспеченных групп населения и эффективными мерами по снижению стоимости и повышению качества предоставляемых услуг.