Действующий

Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края


Транспортный комплекс


В состав транспортного комплекса (ТК) края входят все виды транспорта магистрального (железнодорожный и воздушный) и внутрирегионального (речной, автомобильный и малые воздушные линии) значения, внутригородской электрический транспорт, речные и морские порты и портопункты Амура, побережья Охотского моря и Татарского пролива. Транспортная сеть представлена железнодорожными и внутренними водными путями, автомобильными и сезонными дорогами, ведомственными газо- и нефтепроводом между Комсомольском-на-Амуре и северным Сахалином.

Магистральные виды транспорта имеют высокий уровень транзитности. Международный аэропорт Хабаровск по значимости в системе мирового и российского авиарынков занимает третье место в стране после аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.

В структуре валового продукта края доля ТК общего пользования имеет тенденцию к росту. По сравнению с 1990 годом она возросла с 10 до 17,7%, что связано с общим экономическим спадом и выводом из экономического оборота продукции значительной части предприятий производственных отраслей при более замедленном спаде объемов перевозок на транспорте.

В переходный период, начавшийся после 1991 года, для развития всех транспортных отраслей были характерны общие тенденции, которые проявились в:

- резком падении объемов перевозок и переработки грузов;

- непомерном для потребителей росте транспортных тарифов;

- ускоренном спаде тех перевозок, которые обеспечивали внутренние потребности края;

- усилении ориентации деятельности транспорта на внешний рынок транспортных услуг;

- изменении структуры и направления грузовых потоков из-за разрыва традиционных хозяйственных связей региона с поставщиками и потребителями России и стран СНГ и переориентацией связей на рынок стран АТР;

- изменении структуры пассажирских потоков в сторону резкого роста пригородных и зарубежных перевозок при значительном сокращении объемов перевозок пассажиров в среднем и дальнем сообщениях;

- наращивании резервов пропускной и перерабатывающей способности элементов транспортной системы при общем ухудшении их технического состояния и увеличении износа;

- сокращении собственных финансовых возможностей для развития и технического переоснащения и поиске иностранных и российских инвесторов.

Соотношение темпов падения объемов отправления грузов и пассажиров всеми видами транспорта приведено на графиках.

В среднем (по сравнению с уровнем 1990 года) объемы грузовых перевозок в крае сократились в 1994 году в 2,7 раза, в том числе на автомобильном, речном и воздушном в пределах от 3,4 до 3,9 раз, на железнодорожном - в 1,9 раза.

Средний темп падения объемов пассажирских перевозок (1,4 раза) был значительно меньше спада на перевозках грузов, что является следствием удвоения объемов железнодорожных пригородных перевозок в пределах садово-огородных зон городов и промышленных центров. При этом перевозки пассажиров на дальние и средние расстояния сократились в 3 раза.

Особенностью развития ТК последних двух лет является радикальное изменение отношений собственности за счет приватизации и акционирования и, соответственно, децентрализация управления транспортными отраслями за исключением железнодорожной, которая приватизации не подлежит.

Существенно изменились формы и источники финансирования процессов воспроизводства. Ранее преобладавшее в структуре капитальных вложений централизованное финансирование (60 и более процентов) ограничено объектами государственного значения, входящими в состав целевых федеральных программ. Попытки привлечения иностранных инвесторов пока не реализуются по причине нестабильности экономики в целом и отсутствия государственных гарантий под инвестиции.

Высокий уровень транспортных тарифов, при сохранении на всех видах транспорта затратного подхода при формировании цены своих услуг, превратил транспорт из отрасли, обслуживающей производство, в отрасль, ограничивающую не только развитие производственной сферы экономики, но и само ее существование.

Непомерный рост пассажирских тарифов на всех видах транспорта обострил социальные проблемы жителей края и стал одним из важнейших факторов значительного ухудшения условий и качества жизни. Стоимость поездки на дальних расстояниях многократно превышает средние доходы населения, что естественно влечет дальнейшее падение платежеспособного спроса, а значит, дальнейшее ухудшение экономической ситуации на предприятиях ТК.

     

Динамика объемов отправления грузов
(к уровню 1990 года)


в процентах

1990

1991

1992

1993

1994

Отправлено грузов на всех видах транспорта (тыс. т)

100

90

59

53

33

Железнодорожный транспорт (тыс. т)

100

90

70

70

43

Речной транспорт (тыс. т)

100

94

45

33

28

Воздушный транспорт (тыс. т)

100

97

60

44

32

Автомобильный транспорт (тыс. т)

100

86

57

48

26



Динамика объемов перевозки пассажиров
(к уровню 1990 года)


в процентах

1990

1991

1992

1993

1994

Перевозка пассажиров на всех видах транспорта (тыс. чел.)

100

85

69

71

70

Железнодорожный транспорт (тыс. чел.)

100

105

137

186

181

Речной транспорт (тыс. чел.)

100

85

59

48

35

Воздушный транспорт (тыс. чел.)

100

95

73

41

46

Автомобильный транспорт (тыс. чел.)

100

85

67

68

67