В состав транспортного комплекса (ТК) края входят все виды транспорта магистрального (железнодорожный и воздушный) и внутрирегионального (речной, автомобильный и малые воздушные линии) значения, внутригородской электрический транспорт, речные и морские порты и портопункты Амура, побережья Охотского моря и Татарского пролива. Транспортная сеть представлена железнодорожными и внутренними водными путями, автомобильными и сезонными дорогами, ведомственными газо- и нефтепроводом между Комсомольском-на-Амуре и северным Сахалином.
Магистральные виды транспорта имеют высокий уровень транзитности. Международный аэропорт Хабаровск по значимости в системе мирового и российского авиарынков занимает третье место в стране после аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.
В структуре валового продукта края доля ТК общего пользования имеет тенденцию к росту. По сравнению с 1990 годом она возросла с 10 до 17,7%, что связано с общим экономическим спадом и выводом из экономического оборота продукции значительной части предприятий производственных отраслей при более замедленном спаде объемов перевозок на транспорте.
В переходный период, начавшийся после 1991 года, для развития всех транспортных отраслей были характерны общие тенденции, которые проявились в:
- резком падении объемов перевозок и переработки грузов;
- непомерном для потребителей росте транспортных тарифов;
- ускоренном спаде тех перевозок, которые обеспечивали внутренние потребности края;
- усилении ориентации деятельности транспорта на внешний рынок транспортных услуг;
- изменении структуры и направления грузовых потоков из-за разрыва традиционных хозяйственных связей региона с поставщиками и потребителями России и стран СНГ и переориентацией связей на рынок стран АТР;
- изменении структуры пассажирских потоков в сторону резкого роста пригородных и зарубежных перевозок при значительном сокращении объемов перевозок пассажиров в среднем и дальнем сообщениях;
- наращивании резервов пропускной и перерабатывающей способности элементов транспортной системы при общем ухудшении их технического состояния и увеличении износа;
- сокращении собственных финансовых возможностей для развития и технического переоснащения и поиске иностранных и российских инвесторов.
Соотношение темпов падения объемов отправления грузов и пассажиров всеми видами транспорта приведено на графиках.
В среднем (по сравнению с уровнем 1990 года) объемы грузовых перевозок в крае сократились в 1994 году в 2,7 раза, в том числе на автомобильном, речном и воздушном в пределах от 3,4 до 3,9 раз, на железнодорожном - в 1,9 раза.
Средний темп падения объемов пассажирских перевозок (1,4 раза) был значительно меньше спада на перевозках грузов, что является следствием удвоения объемов железнодорожных пригородных перевозок в пределах садово-огородных зон городов и промышленных центров. При этом перевозки пассажиров на дальние и средние расстояния сократились в 3 раза.
Особенностью развития ТК последних двух лет является радикальное изменение отношений собственности за счет приватизации и акционирования и, соответственно, децентрализация управления транспортными отраслями за исключением железнодорожной, которая приватизации не подлежит.
Существенно изменились формы и источники финансирования процессов воспроизводства. Ранее преобладавшее в структуре капитальных вложений централизованное финансирование (60 и более процентов) ограничено объектами государственного значения, входящими в состав целевых федеральных программ. Попытки привлечения иностранных инвесторов пока не реализуются по причине нестабильности экономики в целом и отсутствия государственных гарантий под инвестиции.
Высокий уровень транспортных тарифов, при сохранении на всех видах транспорта затратного подхода при формировании цены своих услуг, превратил транспорт из отрасли, обслуживающей производство, в отрасль, ограничивающую не только развитие производственной сферы экономики, но и само ее существование.
Непомерный рост пассажирских тарифов на всех видах транспорта обострил социальные проблемы жителей края и стал одним из важнейших факторов значительного ухудшения условий и качества жизни. Стоимость поездки на дальних расстояниях многократно превышает средние доходы населения, что естественно влечет дальнейшее падение платежеспособного спроса, а значит, дальнейшее ухудшение экономической ситуации на предприятиях ТК.
Динамика объемов отправления грузов
(к уровню 1990 года)
в процентах | |||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | |
Отправлено грузов на всех видах транспорта (тыс. т) | 100 | 90 | 59 | 53 | 33 |
Железнодорожный транспорт (тыс. т) | 100 | 90 | 70 | 70 | 43 |
Речной транспорт (тыс. т) | 100 | 94 | 45 | 33 | 28 |
Воздушный транспорт (тыс. т) | 100 | 97 | 60 | 44 | 32 |
Автомобильный транспорт (тыс. т) | 100 | 86 | 57 | 48 | 26 |
Динамика объемов перевозки пассажиров
(к уровню 1990 года)
в процентах | |||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | |
Перевозка пассажиров на всех видах транспорта (тыс. чел.) | 100 | 85 | 69 | 71 | 70 |
Железнодорожный транспорт (тыс. чел.) | 100 | 105 | 137 | 186 | 181 |
Речной транспорт (тыс. чел.) | 100 | 85 | 59 | 48 | 35 |
Воздушный транспорт (тыс. чел.) | 100 | 95 | 73 | 41 | 46 |
Автомобильный транспорт (тыс. чел.) | 100 | 85 | 67 | 68 | 67 |