Действующий

Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края

     
5. Методы и механизмы реализации
структурной перестройки экономики края


Структурная политика администрации края представляет систему действующих и планируемых мер государственного воздействия на изменения в отраслевой структуре экономики, способствующих адаптации предприятий различных отраслей к рыночным отношениям, к эффективной деятельности в условиях рынка.

Политика администрации края нацелена на формирование и функционирование такой отраслевой структуры экономики, которая бы в условиях рыночных отношений:

- отвечала критериям роста эффективности производства товаров и услуг, видов деятельности;

- обеспечивала неистощительное природопользование и охрану среды обитания человека;

- позволяла рационально использовать ранее созданный производственный, научно-технический и трудовой потенциал;

- соответствовала природно-климатическим условиям и географическому положению края;

- создавала условия для нормальной жизнедеятельности населения и его занятости;

- вела к стабилизации и улучшению жизненного уровня населения;

- укрепляла возможности бюджета края для поддержки социально значимых отраслей и социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Государственное управление процессами формирования эффективной отраслевой структуры экономики Хабаровского края, возможность реального воздействия краевых механизмов на социально-экономическое развитие в значительной мере зависит от общероссийской политической и экономической ситуации.

Прежде всего, от наличия принципиальной государственной региональной политики относительно перспектив дальневосточных субъектов Российской Федерации (до 2005 года), позволяющей развивать и закреплять интеграционные процессы Российского государства в экономических и политических взаимоотношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Отсутствие федеральной региональной политики в условиях рыночных отношений, ее неопределенность ведет к сохранению привычной системы бесконечных просьб субъектов РФ по частичному решению отдельных региональных проблем.

Предпосылкой для кардинального решения проблем стабилизации социально-экономического развития Дальневосточного региона и Хабаровского края, в частности, явится принятие на уровне Правительства РФ федеральной программы долгосрочного развития Дальнего Востока до 2005 года, отражающего стратегические интересы российского государства относительно стран Тихоокеанского побережья, учитывающей транзитное положение субъектов Российского Дальнего Востока, их природно-ресурсный потенциал, климатические и географические особенности, и, обеспечивающей равные с общероссийскими условия жизнедеятельности населения и вхождения в рыночные отношения.

Основные параметры федеральной региональной политики должны определять следующие меры государственной поддержки:

1. Возможность повышения эффективного использования транспортной инфраструктуры края и его транзитной функции при продвижении грузопотоков между странами АТР, Россией, СНГ, Западной Европой, США и Канадой требует серьезной государственной поддержки транспортных объектов Хабаровского края, в том числе путями:

- создание целевого инвестиционного государственного фонда для обеспечения безусловного ввода в 1997 году первой очереди реконструкции железнодорожного моста через р. Амур у Хабаровска с дальнейшим завершением строительства совмещенного с ним автомобильного перехода и автомобильных подходов к мосту;

- льготного инвестиционного кредитования проекта строительства серии судов "река - море "для Амурской (судоходной компании, предусмотренного федеральной программой "Возрождение торгового флота России на 1993 - 2000 гг.";

- выделение средств из федерального бюджета на завершение строительства взлетно-посадочных полос в аэропортах местных линий (г. Николаевск-на-Амуре, и с. Богородское);

- включения в программу развития воздушного транспорта России на 1996 - 2000 годы авиапредприятий Хабаровского края в качестве первоочередных на обновление парка современными типами самолетов отечественного производства (Ил-96м, Ту-204-200, Ил-114 и др.) с разработкой мер финансовой поддержки предприятий для их приобретения;

- развития морских торговых портов Ванино, Советская Гавань, и реконструкции железнодорожного подхода к ним "Комсомольск-на-Амуре - Ванино".

2. Обеспечение условий для стабилизации и необходимого уровня развития топливно-энергетического комплекса края через механизмы целевой финансовой поддержки государства в виде:

- решение вопроса о выводе в 1996 году на общероссийский оптовый рынок электроэнергии и мощности электростанций Хабаровского края, являющихся собственностью РАО "ЕЭС России";

- сохранения для края (до включения АО "Хабаровскэнерго" в оптовый рынок) целевой селективной дотации из федерального бюджета для компенсации разницы между фактической стоимостью электроэнергии, отпускаемой предприятиями АО "Хабаровскэнерго" и расчетной стоимостью в среднем по России;

- выделения финансовых средств для завершения в 1996-1997 гг. строительства и ввода четвертого энергоблока Хабаровской ТЭЦ-3;

- финансовой поддержки (в рамках федеральных программ по поддержке национальных меньшинств) строительства ЛЭП-200 для подсоединения к энергосистеме Дальнего Востока отдаленных северных и депрессивных территорий, где проживают малые народности.

Особое значение государственная поддержка имеет в развитии собственной угольной базы края. Ожидаемое ужесточение энергобаланса территорий Дальнего требует использования всех имеющихся возможностей и мер стимулирования для увеличения добычи угля. Для этого необходимо выделение льготных кредитов для максимально возможного ускорения работ по реконструкции шахты "Ургальская" и строительству новых угольных разрезов "Правобережного" и "Ургальского" с доведением объемов добычи угля на ургальском месторождении до 4.8 млн. тонн к 2000 году, что обеспечило бы 50 процентов топливного баланса края по углю.

Кроме того государственная поддержка требуется для ускорения работ по доразведке и освоению малых угольных месторождений края которые к 2005 году могут дать прибавку к топливному балансу до 1 млн. тонн угля. Это потребует включения малых угольных разрезов края (Эльгинского, Мухенского, Хурмулинского и Мареканского) в федеральную целевую программу "Малые разрезы" с началом финансирования их разработки в 1996 году.

На местном уровне в целях развития угледобычи в крае, необходимо внести налоговые льготы для юридических лиц, инвестирующих средства в доразведку и освоение малых угольных разрезов и предприятий занимающихся непосредственно их разработкой.

Поддержание стабильной ситуации в энергетическом комплексе требует разработки специальной краевой программы, определяющей политику энергоснабжения. Ориентируясь на мировой опыт, программа должна предусматривать совершенствование принципов ценообразования на энергию, экономических отношений между энергетиками и потребителями, включая льготы и дотации, создание системы контроля и учета потребляемой энергии.