Действующий

Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края

     
Машиностроение


Отраслевая структура машиностроения в крае показана на диаграмме. Основной удельный вес - около 72 процентов занимают предприятия ВПК; более 7 процентов - предприятия других видов машиностроения (легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства).

В дореформенный период размещение машиностроительных предприятий осуществлялось директивно согласно оборонной доктрины Советского Союза, планов соответствующих министерств и ведомств и генеральных схем развития городов и районов в целом по стране. Специализация определялась централизованно. Более 80 процентов материалов, комплектующих изделий и агрегатов ввозилось из европейской части страны, а 93 - 95 процентов готовой продукции вывозилось в обратном направлении установленным потребителям.

Ранее в централизованно-плановой системе государства развитие предприятий определялось объемом утвержденных капитальных вложений, в том числе на выполнение социальных функций. Поэтому размещение машиностроительных предприятий носило еще и градообразующий характер, в результаты их деятельности включались затраты не только по строительству инженерных коммуникаций, жилья, объектов социально-культурной сферы, но и по их содержанию.

С переходом к рыночным отношениям эти затраты легли тяжелым бременем на основную деятельность предприятий, сказались негативно на финансовых результатах работы. С прекращением централизованного финансирования с 1989 года на развитие городов и районов было законсервировано строительство многих объектов производственного и непроизводственного назначения. Начиная с 1993 года предприятия стали передавать объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность.

     

     
Отраслевая структура машиностроения на 01.01.1995
(по товарной продукции)


ВПК - 72%

Ремонт оборудования и машин - 7%

Прочие виды машиностроения - 7%

Металлообработка - 4%

Энергетическое машиностроение - 4%

Дизелестроение - 2%

Подъемно-транспортное машиностроение - 1%

     

     
Капитальные вложения производственного назначения в
машиностроении в ценах 1991 года (млн. руб.)

     

1990

1994

Всего капвложений

236,6

23,5

В том числе централизованных

119,7

7,27



Предприятия практически лишились централизованных капитальных вложений, что показано на диаграмме. Если общий объем капитальных вложений в машиностроении за последние четыре года сократился на 90,1 процент, то централизованных - на 93,9 процента. Кроме того, разрушилась единая государственная система конструкторско-технологической подготовки производственной деятельности машиностроительных предприятий.

Рост тарифов на электроэнергию и транспорт, более значительный, чем в целом по России, повлиял на резкое возрастание себестоимости машиностроительной продукции, сделал ее неконкурентоспособной, привел к разрыву ранее сформированных связей, к потере рынков.

Эти факторы привели к существенному сокращению объемов машиностроительного производства, изменили его место в структуре отраслей промышленности.

Сравнительная динамика объемов производства в машиностроении и в промышленности края показывает, что до 1993 года темпы падения объемов производства в отрасли были ниже, чем в промышленности края. С 1993 года ситуация стала изменяться, началось мощное ускорение падения объемов производства в машиностроении и в 1994 году они снизились на 63,6%, причем темпы падения были почти вдвое выше, чем в промышленности края. За полугодие 1995 года по сравнению с соответствующим периодом 1994 года сокращение объемов производства в машиностроении произошло на 19,7%, а в промышленности края на 18,1%. Удельный вес машиностроения в отраслевой структуре промышленности в сопоставимых ценах изменился с 37 процентов в 1985 - 1990 годах до 24 процентов в 1994 году (см. приложения 1, 2).

Анализ в действующих ценах дает несколько иную картину, а именно: в 1985 году - 36 процентов, в 1990 - 33 и в 1994 году - 16 процентов, т.е. доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности уменьшилась более, чем вдвое. Последнее объясняется влиянием опережающего роста цен и тарифов на продукцию и услуги других отраслей промышленности, что "сжало" долю машиностроения в ценах 1994 года.

В том числе удельный вес оборонных отраслей в общем объеме промышленного производства в сопоставимых ценах снизился с 25 процентов в 1990 году до 7,7 процента в 1994 году.

В 1994 году сокращение численности занятых в машиностроении к уровню 1985 произошло на 50,6 процента в промышленности соответственно на 43,4 процента, то есть сокращение в отрасли происходило быстрее, чем в промышленности. В результате удельный вес занятых в машиностроении снизился с 47 процентов в 1990 году до 40 процентов в 1994 году (см. приложение 3).