Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей г. Хабаровска на период 2010-2014 годов» (с изменениями на 14 октября 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
программными методами


Стратегия развития города Хабаровска во многом определена его геополитическим положением, статусом экономического, научного, культурно-образовательного, религиозного, туристического центра Дальнего Востока России, сообщающегося со странами всего мира и, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона.

Духовно-нравственный фактор оказывает существенное влияние на все сферы жизни городского сообщества, являясь её системообразующим стержнем. Как имманентное свойство жизнедеятельности города, он определяет его духовно-нравственный климат, как многоаспектное явление - зависит от качества жизни городского населения и на него влияет.

Миссия города в её духовно-нравственном аспекте имеет следующее выражение: Хабаровск - политический, социально-экономический и культурно-образовательный центр Дальнего Востока России с благоприятным духовно-нравственным климатом, являющимся необходимым условием высокого качества жизни его жителей, оказывающим позитивное воздействие на стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие региона, на взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Актуальность проблемы духовно-нравственного состояния городского сообщества приобрела особую значимость в связи усилением дальневосточного вектора во внутренней и внешней политике Правительства Российской Федерации. Растущее осознание значимости Дальнего Востока России федеральным центром в мировой и российской экономике, прямой причастности его к политическим, экономическим и культурным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвигает на первый план становление Хабаровска как одного из центров высокой духовности, нравственности и культуры.

В городе Хабаровске в постсоветский период произошли системные изменения во всех его сферах, в том числе духовно-нравственной. В сознании его жителей, как и в сознании всего населения страны, произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению к потреблению материальных благ. Вследствие этого происходит снижение смысла бытия горожан, усиление в сознании больших социальных групп, особенно молодежи, ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русского языка и речи, возрастание угрозы утраты их духовной самобытности. Очевиден переход от парадигмы развития общества, основанного на высокой нравственности, к парадигме развития общества безудержного потребления и материального накопления.

Сегодня четко проявились общероссийские и местные угрозы в духовно-нравственной сфере. К общероссийским угрозам можно отнести следующие:

- игнорирование моделью капитализма, складывающейся в России, моральных норм, гуманизма, доброты, отзывчивости, гражданственности и патриотизма, когда главным мерилом ценности человека становится финансовое благополучие, количество материальных благ;

- разрушение физического и духовного здоровья населения, которое длительный период было под защитой государства, а теперь лишилось её и оказалось брошенным на выживание;

- бедность, невостребованность, бесперспективность существования, побуждающие многих россиян и особенно молодежь к бегству от действительности с помощью алкоголя, наркотиков, виртуальной (компьютерной) реальности. Потеря смысла в образовании и труде, которые не обеспечивают достойное существование, понуждает часть молодежи к криминальному поведению - способу быстрого и легкого обогащения. Часть населения города становится послушным инструментом религиозных тоталитарных сект, создающих из них отряды «волонтеров» с измененным в нужном им направлении сознанием;

- реформирование и коммерциализация институтов образования, здравоохранения и культуры, которые ведут к свёртыванию их как фундаментальных основ цивилизационного развития общества;

- скудность человеческих ресурсов (1,1 человека на 1 кв. км) в Дальневосточном федеральном округе, занимающем около 40% территории Российской Федерации;

- разрушительное воздействие на сознание и поведение городского сообщества средств массовой информации, ставших инструментом торговли, пропаганды насилия, навязывания чуждых моделей поведения, искажения языка, речи.

Среди местных, наиболее очевидных угроз следует выделить следующие:

- непрочность национального духовного стержня на Дальнем Востоке, население которого преимущественно составляют потомки переселенцев из Центральной России, Украины, Белоруссии и Сибири, теряющие связь с родной землей, корнями, русской духовностью, сохраняемой в городах "Золотого кольца", культурными центрами России с их интенсивной творческой жизнью, накопленными художественными ценностями;

- потеря количественного состава населения в районах края, которые раньше подпитывали культуру, духовно-нравственное поле города, а в настоящее время лишились квалифицированных кадров;

- усиление роли мигрантов - людей с духовно-нравственным обликом, не всегда гармонирующим с духовно-нравственным обликом города Хабаровске;

- сокращение репродуктивной части населения по причине роста пьянства, наркомании, проституции, болезней, дорожно-транспортных происшествий;

- активность религиозных сект, нередко маскирующихся под общественные организации;

- слабое влияние на население традиционных для России религиозных конфессий.

     

Сильные и слабые стороны города Хабаровска, определяющие состояние
его духовно-нравственной сферы

     

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Географические: центр пересечения транспортных, торговых и социокультурных связей на востоке России.
2. Природно-климатические:
обилие солнечных дней, благоприятная «роза ветров», красивая, богатая и разнообразная флора и фауна.
3. Социокультурные: особая ментальность дальневосточника, его образ основательного, неторопливого, работящего человека.
4. Архитектурно-градостроительные: сочетание преемственности и инновации в сохранении и развитии имиджа города, поддержке его столичного статуса.
5. Религиозные: центр православия на Дальнем Востоке при соблюдении прав и свобод других конфессий.
6. Этнокультурные: наличие национальных культурных центров:
- русский (2)
- украинский;
- белорусский;
- азербайджанский;
- армянский;
- немецкий;
- якутский;
- корейский (2)
- еврейский (2)
- татарский;
- народов Приамурья.
7. Рекреационные: актуальный
и потенциальный центр отдыха и туризма.
8. Международные: активные контакты со странами АТР, особенно с приграничными территориями.
9. Образовательные: наличие большого количества образовательных учебных заведений, учащейся молодёжи.
10. Художественно-творческие: наличие в городе большого количества людей, занимающихся самодеятельным и профессиональным творчеством.

1. Экологические: низкое качество воздуха (загазованность), воды, высокий уровень шума.
2. Демографические: низкая рождаемость, низкая продолжительность жизни населения, прежде всего трудоспособных возрастов, высокая смертность, отток постоянного населения, повышение удельного веса мигрантов.
3. Девиантные: высокий уровень преступности, слабая защищённость людей от криминала, подверженность значительной части населения пьянству и другим социальным порокам (табакокурение, наркомания, проституция и др.), наличие организованных групп деструктивного характера (сект, неформальных молодежных групп), направленных против семьи и государственных институтов.
4. Поселенческие: высокая стоимость жилья, коммунальных услуг, низкий прожиточный уровень для социально уязвимых слоев жителей города.
5. Территориальные: оторванность от центра России, её культурных ценностей, усиление периферийности в интеллектуальной и культурной областях.
6. Административные: ограниченность материальных и административных ресурсов местной власти.
7. Гражданские: незрелость институтов гражданского сообщества, низкая общественная активность и слабая структурированность городского населения.
8. Религиозные: обилие нетрадиционных для России религиозных конфессий, выступающих разделителями людей на «своих» и «чужих».
9. Воспроизводственные: слабое здоровье молодёжи, низкая репродуктивность населения в связи с плохими условиями жизни, низким качеством продуктов питания, уровнем заработной платы, отсутствием жилья, интересной, перспективной работы.
10. Досуговые: неразвитая инфраструктура досуга, особенно для детей и молодёжи, слабая материальная база учреждений культуры и искусства, её несоответствие требованиям времени.
11. Социальные: расслоение городского населения по уровню и качеству жизни.
12. Кадровые: отсутствие действенной кадровой политики в управлении кадровыми ресурсами.
13. Научные: недостаточная связь науки с жизнедеятельностью городского сообщества, скудность интеллектуальных ресурсов, ориентированных на решение городских проблем.



Более обстоятельный анализ состояния духовно-нравственной сферы (ДНС) города даёт анализ основных сегментов духовно-нравственного поля, таких как

- семья - первичный социум, в котором обнаруживают себя и формируются духовно-нравственные свойства личности;

- язык, речь горожан;

- образование;