Стратегия развития города Хабаровска во многом определена его геополитическим положением, статусом экономического, научного, культурно-образовательного, религиозного, туристического центра Дальнего Востока России, сообщающегося со странами всего мира и, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Духовно-нравственный фактор оказывает существенное влияние на все сферы жизни городского сообщества, являясь её системообразующим стержнем. Как имманентное свойство жизнедеятельности города, он определяет его духовно-нравственный климат, как многоаспектное явление - зависит от качества жизни городского населения и на него влияет.
Миссия города в её духовно-нравственном аспекте имеет следующее выражение: Хабаровск - политический, социально-экономический и культурно-образовательный центр Дальнего Востока России с благоприятным духовно-нравственным климатом, являющимся необходимым условием высокого качества жизни его жителей, оказывающим позитивное воздействие на стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие региона, на взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Актуальность проблемы духовно-нравственного состояния городского сообщества приобрела особую значимость в связи усилением дальневосточного вектора во внутренней и внешней политике Правительства Российской Федерации. Растущее осознание значимости Дальнего Востока России федеральным центром в мировой и российской экономике, прямой причастности его к политическим, экономическим и культурным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвигает на первый план становление Хабаровска как одного из центров высокой духовности, нравственности и культуры.
В городе Хабаровске в постсоветский период произошли системные изменения во всех его сферах, в том числе духовно-нравственной. В сознании его жителей, как и в сознании всего населения страны, произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению к потреблению материальных благ. Вследствие этого происходит снижение смысла бытия горожан, усиление в сознании больших социальных групп, особенно молодежи, ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русского языка и речи, возрастание угрозы утраты их духовной самобытности. Очевиден переход от парадигмы развития общества, основанного на высокой нравственности, к парадигме развития общества безудержного потребления и материального накопления.
Сегодня четко проявились общероссийские и местные угрозы в духовно-нравственной сфере. К общероссийским угрозам можно отнести следующие:
- игнорирование моделью капитализма, складывающейся в России, моральных норм, гуманизма, доброты, отзывчивости, гражданственности и патриотизма, когда главным мерилом ценности человека становится финансовое благополучие, количество материальных благ;
- разрушение физического и духовного здоровья населения, которое длительный период было под защитой государства, а теперь лишилось её и оказалось брошенным на выживание;
- бедность, невостребованность, бесперспективность существования, побуждающие многих россиян и особенно молодежь к бегству от действительности с помощью алкоголя, наркотиков, виртуальной (компьютерной) реальности. Потеря смысла в образовании и труде, которые не обеспечивают достойное существование, понуждает часть молодежи к криминальному поведению - способу быстрого и легкого обогащения. Часть населения города становится послушным инструментом религиозных тоталитарных сект, создающих из них отряды «волонтеров» с измененным в нужном им направлении сознанием;
- реформирование и коммерциализация институтов образования, здравоохранения и культуры, которые ведут к свёртыванию их как фундаментальных основ цивилизационного развития общества;
- скудность человеческих ресурсов (1,1 человека на 1 кв. км) в Дальневосточном федеральном округе, занимающем около 40% территории Российской Федерации;
- разрушительное воздействие на сознание и поведение городского сообщества средств массовой информации, ставших инструментом торговли, пропаганды насилия, навязывания чуждых моделей поведения, искажения языка, речи.
Среди местных, наиболее очевидных угроз следует выделить следующие:
- непрочность национального духовного стержня на Дальнем Востоке, население которого преимущественно составляют потомки переселенцев из Центральной России, Украины, Белоруссии и Сибири, теряющие связь с родной землей, корнями, русской духовностью, сохраняемой в городах "Золотого кольца", культурными центрами России с их интенсивной творческой жизнью, накопленными художественными ценностями;
- потеря количественного состава населения в районах края, которые раньше подпитывали культуру, духовно-нравственное поле города, а в настоящее время лишились квалифицированных кадров;
- усиление роли мигрантов - людей с духовно-нравственным обликом, не всегда гармонирующим с духовно-нравственным обликом города Хабаровске;
- сокращение репродуктивной части населения по причине роста пьянства, наркомании, проституции, болезней, дорожно-транспортных происшествий;
- активность религиозных сект, нередко маскирующихся под общественные организации;
- слабое влияние на население традиционных для России религиозных конфессий.
Сильные и слабые стороны города Хабаровска, определяющие состояние
его духовно-нравственной сферы
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Географические: центр пересечения транспортных, торговых и социокультурных связей на востоке России. | 1. Экологические: низкое качество воздуха (загазованность), воды, высокий уровень шума. |
Более обстоятельный анализ состояния духовно-нравственной сферы (ДНС) города даёт анализ основных сегментов духовно-нравственного поля, таких как
- семья - первичный социум, в котором обнаруживают себя и формируются духовно-нравственные свойства личности;
- язык, речь горожан;
- образование;