Основные понятия, используемые в программе
Духовно-нравственная сфера подразумевает:
1) духовно-нравственное состояние личности, внутренний план её бытия;
2) внешний план - "поле", которое формирует эту сферу.
Духовно-нравственную сферу личности можно условно разделить на нравственную сферу, связанную с жизнью души - нравственное сознание и чувство, и духовную сферу, связанную с устремлением человека к высшему существованию, сверхличному исходя из потребностей свободы, реализации творческого «Я», преобразования мира по законам красоты и гармонии.
Духовность - стремление к возвышенному, истине, прекрасному, совершенному, позволяющее постичь подлинные высшие ценности. Более развёрнутое определение духовности: 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к высшим ценностям и смыслу, желание усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к идеалу, одухотвориться, освободиться от оков обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности. Истинную духовность отличает страстное стремление (интенция) к идеалу, который есть высшая, трудно достижимая степень совершенства, мыслимый предел стремлений, желаний, то, что составляет высшую цель деятельности. Духовные идеалы - общечеловеческие ценности. Они всегда направлены на совершенство, созидание, творчество. Абсолютные идеалы: любовь, добро, красота, свобода, истина.
Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности; способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным складом; способы и приёмы передачи во вне своего внутреннего мира. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственное сознание - часть сознания личности; оно выражает ее отношение к процессам, происходящим в мире, самоопределение и участие в жизни общества. Важнейшими формами проявления нравственного сознания являются совесть, честь, любовь, свобода, долг, ответственность, жертвенность.
Гражданственность - компонент нравственного сознания, который включает в себя осознание человеком прав и обязанностей по отношению к себе, семье, своему народу, Отечеству.
Духовно-нравственное воспитание - целенаправленное комплексное воздействие на человека, способствующее формированию следующих качеств:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).
Основой духовно-нравственного воспитания жителей города Хабаровска служат нормы и традиции народной и мировой культуры, представленные в различных аспектах:
- нравственно-этическом (в контексте нравственного религиозного учения о человеке, цели его жизни и смысле, отношений с другими людьми, Богом, миром);
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).
Высшие духовные потребности - познавательные, этические, эстетические, религиозные, приближающие человека к постижению смысла бытия, способствующие реализации личностного творческого потенциала, пониманию человеком своего призвания, миссии.
Духовность и нравственность составляют основу ментальности того или иного народа. В российском менталитете духовно-нравственная основа выражена в трёх её составляющих - духовности, народности и державности. Духовность раскрывается в трёх качествах - доброте, гуманистическом мировоззрении, подвижничестве, определяющих нравственно-эстетическое состояние человека, его приверженность ценностям истины, добра, красоты, гуманизма, свободы, социальной справедливости. Народность характеризуется: во-первых, общинностью (соборностью, коллективизмом); во-вторых, традиционностью, т.е. опорой на народную культуру, традиции, народный язык, народную педагогику, обряды, ремесла, промысел; в-третьих, открытостью, т.е. любознательностью, способностью открываться внешним влияниям, впитывать ценности и культуру других народов. Державность характеризуется уважением к сильной государственной власти, патриотизмом, любовью к Отчизне, малой и большой Родине, терпением к внутренним, но не к внешним угнетателям.
Духовно-нравственный облик хабаровчанина специфичен и отличается от переселенцев, потомком которых он является. Сохранив основные черты своих предков - выходцев из средней полосы России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Прибалтики, он обрел, в силу условий существования, большую открытость, щедрость и доброту - качества, без которых в трудных, подчас экстремальных условиях человеку не выжить. Оставаясь во многом верным традициям народной и профессиональной культуры, жители города соединили в себе культуру Запада и Востока. С особой силой эта специфичность проявила себя в облике тех социальных слоев и групп, которые были нравственным эталоном городского сообщества, носителями социального мессианства, общественной совести, моральной ответственности. Эти ментальные качества являются той базой, на которой основывается данная программа духовно-нравственного развития жителей города Хабаровска.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод, что духовность и нравственность - это не набор отдельных положительных качеств жителей города, а целостное качество городского сообщества, вектор устремлений и развития, реализующий высшее «Я» и «Мы» в их единстве.