___________________________
Утратило силу на основании
Постановления администрации Хабаровского края
от 01 марта 2000 года N 63
___________________________
Жилищно-коммунальное хозяйство края представляет собой многоотраслевой комплекс, обеспечивающий бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения населенных пунктов.
Стоимость основных фондов предприятий отрасли составляет более 32 трлн. рублей. В консолидированном бюджете края доля затрат на компенсацию выпадающих доходов жилищно-коммунального хозяйства, включая газоснабжение, составляет порядка 20 процентов. За девять месяцев текущего года из местных бюджетов на содержание жилищно-коммунального хозяйства выделено 549,0 млрд. рублей, из краевого бюджета - 61 млрд. рублей. Учитывая такие затраты, жилищно-коммунальное хозяйство требует постоянного контроля и анализа его деятельности как со стороны глав местных администраций, так и краевых структур.
Комитетом по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с комитетом по экономике администрации края в ноябре текущего года разработаны "Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Хабаровского края на период 1997 - 2003 годы".
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края рассмотрены существующие структуры муниципальных предприятий пятнадцати муниципальных образований края и выданы предложения по их реорганизации с учетом создания служб "Заказчика", перехода на договорные отношения, создания товариществ собственников жилья.
В настоящее время в трех муниципальных образованиях края созданы службы "Заказчика" и в трех службы "Заказчика" создаются.
В отрасли продолжают формироваться договорные отношения как между собственниками и нанимателями жилья, так и между владельцами основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и хозяйствующими субъектами различных форм собственности на основе взаимных интересов и ответственности.
Проведенная реорганизация действующих структур управления и хозяйствования на территории Советско-Гаванского и Солнечного районов позволила сократить расходы на содержание аппаратов управления на 7 процентов, довести сбор платежей с населения до 88 процентов.
Входит в практику выдача на конкурсной основе муниципальных заказов на реконструкцию и капитальный ремонт жилищно-коммунальных объектов, что дает положительный экономический эффект. Так, только при реконструкции теплотрассы в п. им. Горького в г. Хабаровске конкурсный отбор подрядчика позволил сэкономить около 10 млрд. рублей бюджетных средств при значительном повышении качества и снижении сроков выполнения работ.
В сентябре текущего года принято постановление главы администрации края "О конкурсном отборе организаций - подрядчиков для выполнения работ по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилого фонда". В настоящее время в г. Хабаровске объявлены конкурсы на обслуживание лифтов, антенн и жилого фонда авиаотряда, передаваемого в муниципальную собственность.
В ходе подготовки к отопительному сезону 1997/98 года в районах Бикинском, Советско-Гаванском, им. Лазо выполнены работы по реконструкции малоэффективных локальных систем теплоснабжения. В Нанайском, Амурском, Комсомольском районах шесть поселков переведены на централизованное электроснабжение. Выполнение этих мероприятий позволило сократить расходы бюджетных средств более чем на 12 млрд. рублей.
В целях экономии бюджетных средств, расходуемых на топливно-энергетические ресурсы, в крае разработана и принята программа развития собственного топливного комплекса на базе местных буроугольных месторождений. В текущем году начаты работы по добыче углей на Хурмулинском месторождении в Солнечном районе и на Мареканском месторождении в Охотском районе. Стоимость одной тонны местных углей дешевле привозного от 100 до 600 тыс. рублей.
Разработан проект Закона "Об энергосбережении в Хабаровском крае". В рамках данного проекта Закона предусматривается проведение организационных мероприятий по созданию правовых основ введения экономического механизма теплообеспечения, освоения новых видов энергосберегающих технологий, приборов, внедрения средств автоматического регулирования, учета и контроля теплопотребления.
За последние два года в крае установлено 380 единиц теплосчетчиков на объектах социальной сферы. В течение 1998 - 1999 годов планируется стопроцентная установка счетчиков учета тепла и воды на этих объектах. Начаты работы по оснащению жилого фонда квартирными счетчиками учета горячей и холодной воды и газа.
В крае с 1994 г. осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. В результате этого к началу 1997 г. доля платежей населения в оплате жилищных услуг доведена до 40 процентов и до 30 процентов - коммунальных услуг, против 1,6 и 4,0 процента в 1993 году соответственно. В среднем доля населения в оплате стоимости суммарного набора жилищно-коммунальных услуг в 1997 году составила 33 процента.
Однако, принимаемых мер явно недостаточно для коренного улучшения состояния жилищно-коммунального хозяйства края. Экономический спад производства и инфляционные процессы не позволили снизить относительные размеры бюджетного финансирования.
Основным фактором, обостряющим ситуацию, является низкое качество предоставляемых услуг населению при их высокой себестоимости.
Главами муниципальных образований не разработаны программы преобразования жилищно-коммунального хозяйства территорий о учетом особенностей местных условий. Не проводится работа по переводу на конкурсный отбор предприятий и организаций, осуществляющих содержание текущего и капитального ремонтов жилого фонда и объектов коммунального назначения. Не ведется анализ себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и нормативов их потребления. Так, за девять месяцев текущего года в двенадцати муниципальных образованиях достигнут рост фактической величины затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади от 0,5 процента в Хабаровском районе, до 22,1 процента в Солнечном районе.
На территориях с одинаковыми климатическими условиями, схемами завоза топлива значительно отличается себестоимость выработки 1 Гкал тепла. Так, в Аяно-Майском районе она составляет 789,1 тыс. руб., в Тугуро-Чумиканском районе - 566,4 тыс. руб., в Охотском - 568,3 тыс. рублей. В Охотском районе по необоснованным причинам в 1997 году допущен рост себестоимости 1 Гкал по сравнению с 1996 годом на 49,3 процента.
В октябре 1997 г. в среднем по краю фактическая стоимость стандартного набора жилищно-коммунальных услуг составила 17,4 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади и превысила федеральный стандарт 1997 г. (16,9 тыс. руб.) на 3 процента. Наибольшее превышение уровня федерального стандарта имеется в Аяно-Майском районе - 5,3 раза, в Охотском - в 3 раза, в Комсомольском - в 2,8 раза, в Солнечном районе - в 2,6 раза.
Аналогичная ситуация наблюдается при анализе себестоимости обслуживания 1 кв. м жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
В гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Амурске до настоящего времени не созданы службы "Заказчика". В городах и районах края не проводится работа по созданию товариществ собственником жилья, кондоминиумов.
Существующие затратные структуры по содержанию и обслуживанию жилищного фонда работают неэффективно, а структурные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляются неудовлетворительно. На большинстве территорий функции заказчика и подрядчика сосредоточены в одном предприятии, что не позволяет рационально использовать бюджетные средства.
Не развита система предоставления муниципальных заказов на конкурсной основе. Существующая система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством не претерпела кардинальных изменений, а созданные при каждой администрации города (района) управления (отделы) жилищно-коммунального хозяйства не наделены надлежащими функциями (финансирование, оплата услуг в зависимости от качества и т.д.). Так, в г. Хабаровске в отделах жилищно-коммунального хозяйства районов и в управлении жилищно-коммунального хозяйства штатная численность превышает 100 человек, а эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством города отсутствует.
В местных средствах массовой информации не проводится разъяснительная работа для населения о целях и задачах реформирования, не пропагандируется чувство собственника жилья, бережного отношения к местам общего пользования в жилых домах, экономного расходования тепла, воды и газа.
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, хроническое недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства из местных бюджетов, в целях сокращения бюджетного финансирования, снижения себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества
постановляю:
1. Отметить крайне неудовлетворительную работу администраций муниципальных образований городов и районов края как по реформированию, так и по улучшению деятельности жилищно-коммунального хозяйства.