Мониторирование СОП заключается в систематической оценке степени соблюдения установленных требований, выявлении причин отклонений, внесении при необходимости изменений (уточнений) в содержание СОП, оценке эффективности и последствий внедрения СОП, а также планировании и проведении мероприятий по непрерывному управлению качеством медицинской помощи на основе СОП. Мониторирование СОП является частью внутриведомственного контроля качества медицинской помощи.
Мониторирование осуществляется в 2 этапа:
1-й этап: период внедрения СОП - первый год после утверждения и внедрения на уровне медицинских организаций;
2-й этап: текущее мониторирование - 2-й год после внедрения и далее систематически.
Задача первого этапа - разработка и реализация плана мероприятий по обеспечению соблюдения требований СОП.
Задача второго этапа - мониторинг качества оказания медицинской помощи с использованием ключевых индикаторов, указанных в СОП.
Задача определения степени соблюдения требований СОП может быть более успешно решена, если в медицинской организации существует возможность встраивания СОП в автоматизированные информационные системы. При наличии в организации систем, содержащих информацию о выполненных услугах и назначенных лекарственных средствах, целесообразно автоматизировать функцию определения их соответствия требованиям СОП и оценки качества помощи по предусмотренным СОП индикаторам с отражением отклонений от согласованных нормативных уровней.
В этом случае не требуется дополнительных усилий для сбора информации о соблюдении требований СОП; она генерируется автоматически и подлежит анализу в определенные моменты времени (раз в квартал, раз в год, при наличии жалоб со стороны пациентов и т.п.).
При отсутствии автоматизированных систем и недостаточных возможностях для их разработки оценку степени соблюдения требований СОП на различных этапах его внедрения и применения можно проводить путем выборочного анализа оказанной помощи.
Собранная информация используется для анализа соответствия объема и качества оказанной медицинской помощи требованиям СОП. При этом определяются индикаторы качества медицинской помощи и такие показатели, как:
- доля случаев оказания медицинской помощи, в которых был полностью выполнен основной объем помощи (полное соответствие оказанных медицинских услуг основному перечню);
- доля случаев оказания медицинской помощи, в которых услуги из дополнительного перечня вообще не указаны (т.е. ведение больного проводилось за счет основного перечня);
- доля случаев оказания медицинской помощи, в которых оказывались услуги, не предусмотренные СОП; их ассортимент и частота.
По результатам анализа формируются:
- предложения по актуализации СОП и КЭС (при необходимости);
- рекомендации по совершенствованию оказания медицинской помощи в медицинской организации.