МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Хабаровского края

ПРИКАЗ

от 15 сентября 2005 года N 254


О порядке составления и ведения стандартов медицинской помощи



В целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению, развития системы стандартизации в здравоохранении Хабаровского края

утверждаю:

1. Инструкцию по составлению и порядку ведения клинико-экономических стандартов и стандартных операций и процедур медицинских организаций (приложение 1).

2. Положение о Рабочей группе по составлению и ведению стандартов медицинской помощи (далее - Рабочая группа) (приложение 2).

3. Состав Рабочей группы (приложение 3).

Приказываю:

1. Первому заместителю министра - начальнику управления кадровой политики, информационной и экспертной работы И.В.Балабкину:

1.1. Организовать составление и ведение стандартов медицинской помощи в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

1.2. Организовать работу Рабочей группы в соответствии с приложениями 2 и 3 к настоящему приказу.

1.3. Сформировать профильные комиссии Рабочей группы и организовать их работу в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему приказу в срок до 01.10.2005.

1.4. Организовать обобщение замечаний и предложений по изменению стандартов медицинской помощи, учитывать их при пересмотре клинико-экономических стандартов.

2. Руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края:

2.1. Организовать составление и ведение стандартных операций и процедур на основе клинико-экономических стандартов в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

2.2. Организовать работу по оказанию медицинской помощи пациентам в соответствии с требованиями стандартных операций и процедур.

2.3. Направлять замечания и предложения по изменению клинико-экономических стандартов в министерство здравоохранения Хабаровского края.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований Хабаровского края:

3.1. Организовать составление и ведение стандартных операций и процедур на основе клинико-экономических стандартов в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

3.2. Организовать работу по оказанию медицинской помощи пациентам в подведомственных учреждениях в соответствии с требованиями стандартных операций и процедур.

3.3. Направлять замечания и предложения по изменению клинико-экономических стандартов в министерство здравоохранения Хабаровского края.

4. Считать утратившим силу приказ министра здравоохранения Хабаровского края от 02.03.2004 N 58 "О типовых нормативах медицинской помощи населению в учреждениях здравоохранения".

5. Контроль за настоящим приказом возложить на первого заместителя министра здравоохранения края И.В.Балабкина.

И.о. министра
А.Я.Деркач

     

     

Приложение 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Хабаровского края
от 15 сентября 2005 года N 254

     

ИНСТРУКЦИЯ
по составлению и порядку ведения клинико-экономических
стандартов и стандартных операций и процедур
медицинских организаций

I. Введение


Настоящая Инструкция определяет единый методический подход к составлению и порядку ведения клинико-экономических стандартов (далее - КЭС) и стандартных операций и процедур (далее - СОП) медицинских организаций.

Настоящая Инструкция должна способствовать решению следующих основных задач:

- установлению единых требований к порядку профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с различными заболеваниями;

- унификации расчетов стоимости медицинской помощи, разработки Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи, в т.ч. программы обязательного медицинского страхования, и тарифов на медицинские услуги;

- контролю объемов, доступности и качества медицинской помощи, оказываемой пациенту в медицинских организациях в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

При разработке настоящего Положения были использованы следующие нормативные документы системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации:

     

N п/п

Наименование документа

Дата утверждения и N документа

1.

Отраслевой стандарт "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования". ОСТ ПМУ 92500.01.0004.2000

Приказ МЗ РФ от 31.07.2000 N 299

2.

Отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" ОСТ ПАОВ 91500.01.0002-2000

Приказ МЗ РФ от 31.07.2000 N 300

3.

Отраслевой стандарт "Порядок разработки, согласования, утверждения, внедрения и ведения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" ОСТ ПРСПВВ 1500.01.0001.2001

Приказ МЗ РФ от 31.07.2000 N 302

4.

Отраслевой стандарт "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" ОСТ ТО 91500.01.0005-2001

Приказ МЗ РФ от 22.01.2001 N 12

5.

Отраслевой стандарт "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении". ОСТ ПКСЗ 91500.01.0006.2001

Приказ МЗ РФ от 31.01.2001 N 18

6.

Отраслевой стандарт "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения" ОСТ 91500.01.0006-2001

Приказ МЗ РФ от 04.06.2001 N 181

7.

Клинико-экономические исследования. Общие положения ОСТ 91500.14.0001-2002

Приказ МЗ РФ от 27.05.2002 N 163

8.

Номенклатура работ и услуг в здравоохранении

МЗСР РФ 12.07.2004

     

     

II. Технология составления и порядок ведения КЭС и СОП
муниципальных образований и медицинских организаций

1. Общие положения


1.1. КЭС и СОП - нормативные документы, определяющие требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.

Цель разработки КЭС и СОП - нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях Хабаровского края.

КЭС и СОП разрабатываются для решения следующих задач:

- выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;

- защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов;

- проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием, синдромом или в определенной клинической ситуации, и планирование мероприятий по его совершенствованию;

- планирование объемов медицинской помощи;

- расчет необходимых затрат на оказание медицинской помощи;

- обоснование программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

1.2. Технология разработки КЭС и СОП сформирована с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию федеральных протоколов ведения больных (далее по тексту федеральные протоколы), стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи.

1.3. Основанием для создания КЭС и СОП являются федеральные протоколы ведения больных и стандарты медицинской помощи, исходя из положения, что последние описывают общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определенным заболеванием (синдромом, клинической ситуацией), включая амбулаторно-поликлиническую, стационарную, высокоспециализированную помощь.

1.4. КЭС и СОП базируются на федеральных протоколах и стандартах медицинской помощи в части описания требований к оказанию медицинской помощи, но в отличие от него содержат более подробное описание операций и процедур, обеспечивающих выполнение требований федерального протокола и стандарта медицинской помощи. При наличии КЭС или СОП муниципального образования, СОП медицинской организации с ними согласуется. Таким образом, КЭС и СОП являются составной частью 3-уровневой системы (федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и уровень муниципального образования и медицинской организации), регулирующей объемы и качество оказания медицинской помощи:

- федеральный уровень - клинические протоколы, стандарты медицинской помощи

- уровень субъектов Федерации - клинико-экономические стандарты

- уровень муниципалитетов - СОПы

- уровень медицинских организаций - СОПы.

1.5. В случае отсутствия федерального протокола или стандарта медицинской помощи по заданной нозологии возможна самостоятельная разработка КЭС и СОП. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки КЭС и СОП.

2. Порядок разработки КЭС


Разработка КЭС осуществляется на уровне министерства здравоохранения Хабаровского края и включает следующие этапы: формирование Рабочей группы, разработку регламента деятельности Рабочей группы, формирование текста КЭС, доведение КЭС до органов управления здравоохранением муниципальных образований и медицинских организаций, оценку эффективности применения КЭС, мониторирование и дальнейшее ведение КЭС.

2.1. Формирование Рабочей группы по введению и контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи

Для подготовки КЭС и координации работ по его внедрению создается Рабочая группа, которая ответственна за формирование КЭС, их внедрение и мониторирование.

Деятельность Рабочей группы определяется Положением, которое определяет цели, задачи, принципы и порядок ее деятельности. Положение о деятельности Рабочей группы, списочный состав, ответственные исполнители по каждому клиническому направлению утверждаются приказом министерства здравоохранения края.

Все заседания Рабочей группы протоколируются.

На каждый КЭС заводится специальная папка (файл), куда заносится вся информация (изменения и дополнения) по разрабатываемому КЭС. После завершения разработки КЭС файл направляется в архив Рабочей группы.

2.2. Порядок принятия решений, применяемый при подготовке КЭС

Процесс разработки и внедрения КЭС должен быть описан (формализован), согласован и утвержден участниками Рабочей группы.

Все решения при подготовке КЭС Рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.

2.3. Обучение членов Рабочей группы

До начала деятельности необходимо провести обучение членов Рабочей группы по следующим направлениям: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов ведения больных, стандартов медицинской помощи и КЭС, организация и методы экспертной работы при разработке КЭС; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, Государственного реестра лекарственных средств, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, основы доказательной медицины, клинико-экономического анализа; роль КЭС в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования КЭС и т.д. При необходимости проводится дополнительная подготовка членов Рабочей группы по медицинской специальности, соответствующей теме КЭС.

2.4. Этапы разработки КЭС

Разработка КЭС в Рабочей группе проходит следующие этапы:

- Изучение содержания федерального протокола и/или стандарта медицинской помощи;

- Ситуационный анализ;

- Наполнение текстовой и графической части КЭС;

- Формирование плана внедрения КЭС.

Рабочая группа знакомится с содержанием федерального протокола (стандарта медицинской помощи) и разрабатывает на его основе КЭС.

При отсутствии федерального протокола ведения больных (стандарта медицинской помощи) КЭС формируется с учетом принципов, изложенных в Отраслевом стандарте "Протоколы ведения больных. Общие требования", утвержденном Приказом МЗ РФ N 303 от 03.08.1999.

Разработке содержательной части КЭС должна предшествовать оценка возможностей в крае по выполнению требований федерального протокола (стандарта медицинской помощи) - ситуационный анализ. При проведении ситуационного анализа следует обратить внимание на следующие аспекты:

- демографическая и эпидемиологическая ситуация в крае, (основные показатели состояния здоровья населения, определяющие структуру обращаемости за медицинской помощью, помогают выбрать КЭС для первоочередного внедрения);

- действующие нормативные документы, регламентирующие доступность медицинских услуг и лекарственных средств (стандарты, формуляры, перечни лекарств для льготного отпуска и др.);

- обеспеченность кадрами и подготовка кадров;

- обеспеченность медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;

- наличие автоматизированных рабочих мест и отдельных программных продуктов в медицинских организациях.

Разработанный КЭС вводится в действие приказом министерства здравоохранения Хабаровского края.

В КЭС могут быть внесены также услуги, не предусмотренные федеральным протоколом (стандартом медицинской помощи), при условии наличия убедительных доказательств их эффективности и безопасности, с учетом экономической целесообразности.

3. Порядок разработки СОП


Разработка СОП может производиться как в органах управления здравоохранения муниципальных образований с последующим введением их в работу медицинских организаций, так и самими медицинскими организациями.

Разработка СОП в медицинской организации включает: формирование Рабочей группы (органа по стандартизации, формулярной комиссии), разработку регламента деятельности Рабочей группы, формирование текста СОП, внедрение СОП в деятельность медицинской организации и оценку эффективности его применения по установленным для каждого СОП критериям оценки качества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»