Стандартного или унифицированного порядка внесения планируемых изменений и дополнений в Лесной план субъекта РФ на данный момент не существует. В то же время ЛК РФ и типовой формой Лесного плана такая возможность предусмотрена. При этом, очевидно, что изменения и дополнения в Лесной план должны вноситься на системной основе и иметь характер перспективной программы. Главной особенностью разработки настоящего Лесного плана является то, что по многим аспектам планирования, если не сказать по большинству, нет достаточной или достоверной исходной информации, а по некоторым аспектам, прежде всего, новым видам использования лесов, ее нет вообще, как нет и прецедента. Все это на ближайшую перспективу требует плановых уточнений, а в некоторых случаях и новых разработок.
Как показывает опыт разработки Лесного плана, планируемые дополнения и изменения в ближайшие годы должны касаться, в первую очередь, следующих аспектов использования лесов и лесохозяйственной деятельности:
1. Обновление данных о составе, границах и количественных характеристиках лесов на территории Хабаровского края на основе инвентаризации лесов и лесоустройства.
2. Усовершенствование статистической отчетности государственного учета лесных участков, лесохозяйственной деятельности, лесопромышленной деятельности и других видов использования лесов.
3. Дополнительные разработки и усовершенствование нормативной базы, особенно в части новых видов использования лесов, введенных ЛК РФ.
4. Уточнение расчетной лесосеки применительно к лесничествам, а также норм пользования относительно новых видов использования лесов.
5. Дополнительные изыскания правооснований и механизмов регулирования земельных отношений в части использования земель лесного фонда, межевания лесных земель, предоставленных под различные виды пользования, составления и ведения лесного кадастра.
6. Приведение в соответствие с Лесным кодексом объемов и площадей лесных земель под такими видами использования лесов, как рекреационное, охотничье-промысловое, геологическое, научное и т.п., а также порядка их использования и правоприменительной практики.
7. Усовершенствование порядка регулирования совмещения различных видов использования лесов на территории единого участка лесного фонда.
8. Разработка механизмов компенсации лесофондодержателю упущенной выгоды от консервации лесных ресурсов и изъятия их из древесного пользования в водоохранно-защитных и иных экологических целях.
Очевидно, что все перечисленные направления необходимых дополнений и уточнений к Лесному плану требуют специальных предварительных работ по:
а) Инвентаризации лесов и лесоустройству;
б) Дополнительным изысканиям в части проектирования освоения лесных ресурсов;
в) Созданию системных баз данных;
г) Организации специальных научных разработок;
д) Введению институциональных изменений и усовершенствованию лесохозяйственной регламентации;
е) Формированию законодательных и нормотворческих инициатив;
ж) Разработке геоинформационных систем (ГИС) по современному управлению и мониторингу лесных ресурсов.
Иными словами, для системного пополнения Лесных планов и своевременного реагирования на необходимость их корректировки требуется постоянно действующая программа дополнений и изменений, предусматривающая перспективное планирование необходимых изменений и соответствующую их логистику. Для реализации такой программы при уполномоченном органе Хабаровского края по управлению лесными ресурсами требуется создание постоянно действующей комиссии, которая смогла бы анализировать состояние реализации Лесного плана, аккумулировать предложения, оценивать их актуальность, организовывать научно-проектное обоснование, устанавливать процедуру подготовки дополнений и изменений, вносить на утверждение Губернатору края проекты дополнений и изменений Лесного плана на планируемый период.
Дополнения и изменения вносятся в Лесной план ежегодно.
В качестве первоочередных дополнений и изменений в Лесной план Хабаровского края на 2009 - 2010 годы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Образовать на территории лесные районы в соответствии с количеством лесорастительных зон: в зоне лесостепи - в таежной зоне. Осуществление этого перспективного изменения производится через ходатайство уполномоченных органов исполнительной власти края перед компетентными федеральными органами государственной власти.
2. Усовершенствовать деление лесов на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Осуществляется путем обоснования такого деления органами исполнительной власти края совместно с органами лесоустройства и инвентаризации лесов, в чью компетенцию входит проектирование такого деления лесов.
3. Учитывать площадь естественных редин при обосновании площади лесов экологического значения и расчетах экологической лесистости территории. Производится путем разработки региональных нормативов лесного хозяйства и использования лесов и утверждается в установленном порядке органами федеральной власти.
4. Разработать меры по повышению доходов от использования лесов в бюджеты всех уровней за счет интенсификации различных видов использования лесов.
5. Усовершенствовать механизм финансирования охраны лесов от пожаров, институциональную структуру и порядок взаимодействия инстанций по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории края.