Действующий

Об утверждении лесного плана Хабаровского края на 2009-2018 годы (с изменениями на 24 октября 2016 года)

1.2. Социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов


1.2.1. Доходы от использования лесов по уровням бюджетной системы Российской Федерации

Всего по Хабаровскому краю в 2007 г. было перечислено в бюджеты всех уровней доходов от использования лесов 412,4 млн. руб. Из них в федеральный бюджет поступило 299,1 млн. руб. (72,5%), в краевой бюджет - 113,3 млн. руб. (27,4%). В сумме доходов, направляемых в федеральный бюджет, лесные платежи, исчисленные по минимальным ставкам, составили 206,4 млн. руб. (69%) и 13,2 млн. руб. (4,4%) соответственно. В структуре платежей, поступивших в краевой бюджет, на долю арендной платы и лесных податей сверх минимальных ставок приходилось, соответственно, - 94,7 (83,6%) и 8,1 млн. руб. (7,1%). Прочие поступления федерального и краевого бюджетов от использования лесов составили 79,5 и 10,5 млн. руб. (рис. 1.7).

В общей сумме доходов от использования лесов в 2007 г. на территории Хабаровского края 357,9 млн. руб. (86,8%) приходилось на платежи за заготовку древесины, поступления от которых распределены между федеральным и краевым бюджетами в соотношении 68,7 и 31,3% (рис. 1.8). Доля платежей за древесину в сумме доходов федерального бюджета составила 82,2%, в доходах краевого бюджета - 98,8%. Распределение фактического поступления доходов по другим видам пользования между федеральным и краевым бюджетами составило 53,3 и 46,7% соответственно.

Плата за заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства в 2007 г. взималась в размере минимальных ставок, поэтому целиком зачислялась в федеральный бюджет (см. рис. 1.8).

Рисунок 1.7 - Распределение лесных платежей по бюджетным уровням

     
[Рисунок не приводится]

     
Рисунок 1.8 - Долевое распределение платежей за использование лесов по уровням бюджета

     
[Рисунок не приводится]

Средняя ставка платы за древесину по Хабаровскому краю составила 30,7 руб./куб. м, в том числе по минимальным ставкам - 20,89 руб./куб. м. По договорам аренды эти показатели составили 29,5 и 20,25 руб./куб. м, по договорам купли-продажи - 66,6 и 41,17 руб./куб. м, соответственно (рис. 1.9).

Рисунок 1.9 - Соотношение средних и минимальных ставок лесных податей и арендной платы за древесину

     
[Рисунок не приводится]


Размер фактических доходов за использование лесов поступивших в бюджеты в 2007 г. превысил сумму начислений на 90 млн. руб. (27,9%), в том числе по заготовке древесины на 35,6 млн. руб. (11%). План по доходам от лесных податей, направляемым в федеральный бюджет, выполнен на 136,2%, в краевой бюджет - 110,2% (табл. 1.20).

Однако, несмотря на выполнение плана по сбору лесных платежей, доходность от использования лесов на территории Хабаровского края остается достаточно низкой при существующих объемах использования лесов.

В соответствии с Лесным кодексом РФ за все виды использования лесов взимается плата в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Неэффективность действующего принципа заключается в следующем.

Во-первых, в низком уровне ставок за единицу объема лесных ресурсов - древесину, отпускаемую на корню, которые не могут выполнять функции регулирования использования лесов. В Хабаровском крае на условиях аренды заготавливается до 97% всей древесины при средней ставке арендной платы 29,5 руб./куб. м, которая выше минимальных ставок за этот вид пользования лишь на 9,25 руб./куб. м. Удельный вес лесных платежей за древесину на корню не превышает 2 - 5% себестоимости древесного сырья и 1,5% средней рыночной цены круглых лесоматериалов, что не отражает реальную экономическую ценность древесных ресурсов.

Во-вторых, в несоответствии размеров платы рентным оценкам, что определяет выбор лицами, использущими леса, стратегии экономического поведения, нацеленной не на повышение эффективности производственной деятельности и комплексного использования ресурсов, а на поиск ренты, что, в свою очередь, стимулирует постоянную борьбу за передел ресурсов.

В третьих, в доминировании административных методов распределения ресурсов и установлении платы за пользование ими, что препятствует развитию конкурентного рынка ресурсов. Причина этого кроется также в несовершенстве порядка распределения доходов от использования лесов между бюджетами различных уровней.

И, наконец, в четвертых, существующий принцип сужает возможности повысить доходность лесов за счет увеличения объемов использования лесов, так как ежегодная норма отпуска древесины в рубку на арендуемых участках, на которую начисляется плата, используется в крае лишь на две трети, поэтому увеличение фактических объемов лесозаготовок не приведет к изменению величины поступлений доходов от использования лесов.

Низкая доходность лесов не пополняет доходную часть бюджетов и, следовательно, не отражает реальную значимость лесов для экономики Хабаровского края и страны в целом.


Таблица 1.20 - Начисления лесных платежей по видам использования лесов и фактическое поступление платежей в бюджеты

Вид пользования

Причитается платежей по видам использования
лесов

Фактическое поступление в
бюджеты

Всего

По договорам аренды

По договорам
купли-продажи

Всего

По уровням бюджетов

всего

в т.ч. по
минимальным
ставкам

Всего

в т.ч. по
минимальным
ставкам

федеральный
бюджет

краевой
бюджет

Заготовка древесины

322350

301045

206342,8

21305

13174

357886,9

245965,8

111921,1

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

-

-

-

x

x

-

-

-

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

-

-

-

x

x

23,8

23,8

-

Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

0,1

0,1

0,1

x

x

0,1

0,1

-

Ведение сельского хозяйства

47,1

47,1

47,1

-

-

47,1

47,1

-

Осуществление рекреационной деятельности

-

-

-

x

x

-

-

-

Создание лесных плантаций и их эксплуатация

-

-

-

x

x

-

-

-

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых

-

-

-

x

x

-

-

-

Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов

-

-

-

x

x

-

-

-

Иные виды, определенные в соответствии с

ч. 2 ст. 6 ЛК РФ

-

x

x

x

x

2932,4

1528,3

1404,1

Прочие поступления от денежных взысканий и иных сумм в возмещение ущерба

x

x

x

x

x

51513,8

51513,8

x

Средства от реализации секвестированной древесины

x

x

x

x

x

25

25

x



1.2.2. Объемы лесопромышленного производства, включая данные оценки рынка лесных товаров и услуг, доли лесного сектора в экономическом развитии Хабаровского края

Хабаровский край - один из крупнейших в России лесных районов. Запас древесины составляет 6,6% от общероссийских и 25,5% древесных запасов Дальневосточного федерального округа. Расчетная лесосека достигает 23,6 млн. куб. м, в том числе экономически доступная - 15,5 млн. куб. м.

Хабаровский край является одним из крупнейших российских производителей лесной продукции. По производству деловой древесины в 2007 году край занимает третье место среди лесопромышленных регионов с долей 7,5% (7618 тыс. куб. м), по производству пиломатериалов с долей 3,2% край занимает одиннадцатую позицию (752 тыс. куб. м).