Действующий

Об утверждении лесного плана Хабаровского края на 2009-2018 годы (с изменениями на 24 октября 2016 года)

2.7. Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса     

2.7.1. Величины предельно допустимых рекреационных нагрузок, концентрации загрязнителей в элементах природной среды лесов

Из антропогенных угроз, в наибольшей степени влияющих на динамику лесов, следует отметить в порядке убывания:

1. Преобразование среды обитания за счет жилищного строительства, промышленного развития, сельского хозяйства, антропогенных пожаров

2. Строительство линейной инфраструктуры: коммунальные сети, энергетические сети, линии связи, дорожная сеть

3. Использование абиотических ресурсов: добыча полезных ископаемых, добыча нефти и газа, гидротехнические сооружения

4. Использование биологических ресурсов: лесозаготовки

5. Инвазии

6. Несовершенство нормативно-законодательной базы природопользования. Нелегальное использование лесов: системное хищение и истощение ресурсов.

При всем разнообразии антропогенных факторов общая суммарная степень их существенного проявления на территории Хабаровского края не превышает 20%, а выраженность катастрофических нарушений не превышает 2%.

Значительно более существенно проявляется воздействие природных экзогенных факторов, главными из которых являются:

- геоморфогенные проявления, тектонические опускания и поднятия поверхности суши во временных пределах одного поколения лесообразователя;

- суффозия;

- изменения топоклимата вследствие глобальных трансформаций;

- изменение криорежима и протаивание линз погребенного льда на значительных площадях;

- природный пирогенез.

Степень доминирующего проявления природных экзогенных факторов в динамике лесного покрова Хабаровского края составляет более 70%.

Как следует из вышеизложенного, степень проявления критических антропогенных нагрузок на природные комплексы, и, в частности, леса умеренная. Отсутствуют также серьезные угрозы структуре лесов и лесистости. По отношению к лесным экосистемам это носит локальный точечный характер, практически не отражаясь на динамике лесов в системе существующих методов инвентаризации. Поэтому специальных мер и целевых показателей уменьшения антропогенных нагрузок на леса, расположенные на территории Хабаровского края, не планируется. Нормы пользования лесными ресурсами, исключающими предельные нагрузки на лесную среду в конкретных местах пользования, заложены в правилах и других документах лесохозяйственной регламентации. Соблюдение их гарантированно обеспечивает сохранение лесной среды на данном этапе состояния экстенсивного использования лесов в крае.

2.7.2. Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса

Принципиальным целевым показателем, отражающем уровень и степень интенсивности воздействия на лесные ресурсы, является расчетная лесосека, которая используется на данный момент не полностью.

В то же время можно привести несколько показателей, которые отражают уровень изменения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса:

- уменьшение доли площади сплошных рубок;

- сохранение горимости лесов на среднемноголетнем уровне в пределах 0,7 - 0,12%;

- сохранение доли погибших лесов от вредителей и болезней на среднемноголетнем уровне в пределах 0,0005%;

- снижение нерационального отчуждения лесов под нужды других отраслей.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности


В соответствии со ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов. Основной задачей данной экспертизы является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности, которая, в свою очередь, направлена на предотвращение и/или минимизацию антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.

В настоящее время ОВОС лесоэксплуатационной и лесохозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372. Это Положение не в полной мере учитывает специфику лесных объектов, особенности производственных процессов по эксплуатации лесных ресурсов и в целом использование лесных земель для тех или иных целей. Поэтому результаты оценки происходящих или вероятных изменений природной ситуации под воздействием лесоэксплуатационной деятельности носят субъективный характер и не соответствуют реальным трансформациям параметров лесной среды, что предопределяет различную трактовку и недооценку социально-экологических угроз с одной стороны, и неоправданные затраты на проведение формальной ОВОС - с другой. Очевидно, что к ОВОС лесохозяйственной (лесоэксплуатационной) деятельности необходим единый, унифицированный на системной основе методический подход, который должен учитывать следующие аспекты:

- особенности и разнообразие лесорастительных условий и лесных экосистем;