5.1. Апелляцией признается аргументированное письменное заявление участника ЕГЭ:
- о нарушении процедуры проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету в ППЭ, при этом под нарушением процедуры понимаются нарушения положений инструкций, регламентирующих процедуру проведения единого государственного экзамена, которые могли оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ;
- о несогласии с выставленными баллами.
5.2. Апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ подается участником ЕГЭ только после окончания экзамена, для чего он должен обратиться непосредственно к организатору в своей аудитории.
После выхода из ППЭ апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ не принимается.
Организатор должен предоставить участнику ЕГЭ бланк для апелляции о нарушении процедуры ЕГЭ (форма 2-ППЭ).
Участник ЕГЭ в сопровождении организатора лично передает свою апелляцию члену ГЭК или уполномоченному представителю ГЭК в ППЭ.
Факт подачи апелляции о нарушении процедуры ЕГЭ фиксируется в пропуске.
Уполномоченным представителем ГЭК в ППЭ по факту апелляции немедленно проводится служебное расследование, результаты которого оформляются протоколом по форме 3-ППЭ. Протокол подписывается уполномоченным представителем или членом ГЭК, руководителем ППЭ и ответственным организатором в аудитории, в которой участник ЕГЭ выполнял экзаменационную работу.
Апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ и заключение о результатах служебного расследования передаются в Комиссию.
5.3. В случае получения апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ Комиссия рассматривает заключение о результатах служебного расследования, устанавливает соответствие изложенных в ней фактов реальной ситуации на экзамене в пункте проведения ЕГЭ и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции и предоставлении участнику ЕГЭ возможности сдачи ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в другой (резервный) день.
В этом случае результат ЕГЭ по общеобразовательному предмету, по процедуре которого участником ЕГЭ была подана апелляция, признается недействительным (аннулируется).
5.4. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов по соответствующему предмету руководителю того образовательного учреждения, в котором участник ЕГЭ ознакомился с официальными результатами ЕГЭ, или в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Руководитель образовательного учреждения, специалист органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, принявшие апелляцию, должны сразу же передать ее текст в Комиссию по телефону, факсу или электронной почте, а затем организовать доставку в Комиссию оригинала.
5.5. Помимо членов Комиссии в рассмотрении апелляции участвуют: сотрудники РЦОИ, которые предоставляют Комиссии материалы апелляции, члены предметной подкомиссии ГЭК по общеобразовательному предмету, которые составляют заключение о правильности оценивания ответов апеллянта на задания типа С.
Апелляция, как правило, рассматривается не позднее 3-х дней после ее подачи.
5.6. Участник ЕГЭ имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. В случае, если он является несовершеннолетним (до 18 лет) и не признан в соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей (иных законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.
5.7. Рассмотрение апелляции следует проводить в спокойной и доброжелательной обстановке, участнику ЕГЭ, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность, убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой.
5.8. В случае получения апелляции о несогласии с выставленными баллами Комиссия запрашивает в РЦОИ распечатанные изображения экзаменационной работы участника ЕГЭ, заключение о правильности распознавания экзаменационной работы при обработке результатов ЕГЭ, которые предъявляются участнику ЕГЭ.
5.9. Участник ЕГЭ должен подтвердить, что ему предъявлены изображения выполненной им работы, удостовериться в правильности заключения РЦОИ по его экзаменационной работе.
В случае нахождения ошибок первичной обработки экзаменационной работы Комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ для отправки в Федеральный центр тестирования, с целью внесения поправок в протоколы с результатами ЕГЭ.
В случае возникновения спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом Комиссия устанавливает соответствие ответов участника ЕГЭ критериям оценивания, согласно которым производилась проверка ответов на эти задания. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются члены предметной подкомиссии ГЭК по соответствующему общеобразовательному предмету.
5.10. Комиссия вправе обратиться в Федеральную предметную комиссию по соответствующему общеобразовательному предмету с запросом о дополнительных разъяснениях по вопросам содержания заданий экзаменационной работы участника ЕГЭ и критериях их оценивания.
5.11. Комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания части А и (или) В в случае, когда при записи ответа участник ЕГЭ применял форму записи (символы), противоречащие указанию к заданию, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ.
5.12. По результату рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами Комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. При этом окончательный перерасчет баллов проводит Федеральный центр тестирования.
5.13. В случае выявления ошибок в обработке и/или проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ Комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ для передачи в Федеральный центр тестирования с целью пересчета результатов ЕГЭ и внесения соответствующих изменений в протоколы о результатах ЕГЭ.
Заместитель министра-
начальник управления
по надзору в сфере образования
В.Г. Москвин