Действующий

О направлении методических рекомендаций

     

Расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий

     

Комплект

Комплект

Дни недели

NN урока

1 класс

3 класс

4 класс

2 класс

Вторник

1.

Литерное чтение

Русский язык

2.

Русский язык

Математика

Математика

3.

Русский язык Математика

Математика

Литературное чтение

Литературное чтение

4.

Технология

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Технология

5.

Литературное чтение

Русский язык



С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10-12 человек в комплекте такая организация занятий может считаться оптимальной при всей внешней непривлекательности, сложности, кажущихся перегрузок учителей.

Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены.

Проведение любого урока - это творческий индивидуальный процесс. Однако существует ряд обязательных требований, которые должны выполняться. Необходимо:

- определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предмета;

- исследовать материал конкретного урока, соотнести с требованиями стандарта;

- выбрать оптимальные методы и приёмы обучения;

- продумать дидактические средства обучения (задания в учебнике, наглядность, раздаточный материал, проверить исправность технических средств обучения);

- распланировать свой урок по минутам в каждом классе, установив - где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;

- предусмотреть, что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и необходимо будет сделать физкультминутку;

- продумать, как облегчить детям сложности познавательного труда;

- взвесить воспитательные возможности изучаемого материала и постараться внести в канву урока решение воспитательных задач;

- продумать, как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание;

- составить план-конспект урока.

Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем - самостоятельно», «самостоятельно - с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа».

Большое внимание необходимо уделить в плане общим этапам работы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание, работают с дневниками наблюдений.

В объединённых классах иногда проводятся однотемные уроки. Их появление обусловлено тем, что в программах отдельные темы повторяются, дополняются от класса к классу новыми сведениями. Такие уроки сопровождаются наглядностью, а при наличии, используются и компьютерные технологии. В плане урока, должна быть чётко, по минутам, расписана работа детей под руководством учителя в одном классе и самостоятельная работа - в другом. Возможны однотемные уроки и уроки с общими этапами.

Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, и качество обучения в ней напрямую зависит от умения учителя организовать учебные занятия с младшими школьниками в разновозрастных классах.



Текст документа сверен по:

Официальная рассылка