Расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий
Комплект | Комплект | ||||
Дни недели | NN урока | 1 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс |
Вторник | 1. | Литерное чтение | Русский язык | ||
2. | Русский язык | Математика | Математика | ||
3. | Русский язык Математика | Математика | Литературное чтение | Литературное чтение | |
4. | Технология | Изобразительное искусство | Изобразительное искусство | ||
Технология | |||||
5. | Литературное чтение | Русский язык |
С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10-12 человек в комплекте такая организация занятий может считаться оптимальной при всей внешней непривлекательности, сложности, кажущихся перегрузок учителей.
Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены.
Проведение любого урока - это творческий индивидуальный процесс. Однако существует ряд обязательных требований, которые должны выполняться. Необходимо:
- определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предмета;
- исследовать материал конкретного урока, соотнести с требованиями стандарта;
- выбрать оптимальные методы и приёмы обучения;
- продумать дидактические средства обучения (задания в учебнике, наглядность, раздаточный материал, проверить исправность технических средств обучения);
- распланировать свой урок по минутам в каждом классе, установив - где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;
- предусмотреть, что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и необходимо будет сделать физкультминутку;
- продумать, как облегчить детям сложности познавательного труда;
- взвесить воспитательные возможности изучаемого материала и постараться внести в канву урока решение воспитательных задач;
- продумать, как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание;
- составить план-конспект урока.
Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем - самостоятельно», «самостоятельно - с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа».
Большое внимание необходимо уделить в плане общим этапам работы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание, работают с дневниками наблюдений.
В объединённых классах иногда проводятся однотемные уроки. Их появление обусловлено тем, что в программах отдельные темы повторяются, дополняются от класса к классу новыми сведениями. Такие уроки сопровождаются наглядностью, а при наличии, используются и компьютерные технологии. В плане урока, должна быть чётко, по минутам, расписана работа детей под руководством учителя в одном классе и самостоятельная работа - в другом. Возможны однотемные уроки и уроки с общими этапами.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, и качество обучения в ней напрямую зависит от умения учителя организовать учебные занятия с младшими школьниками в разновозрастных классах.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка