(с изменениями на 25 февраля 2009 года)
__________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства здравоохранения Хабаровского края
от 3 мая 2011 года N 8/63
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 22 января 2009 года N 2/7
Приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 6 февраля 2009 года N 10/13
Приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 25 февраля 2010 года N 20/28
________________________________
В целях повышения качества и совершенствования организации медицинской помощи на территории Хабаровского края, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2008 N 111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края в области охраны здоровья граждан
приказываем:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение об организации ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) и экспертизы временной нетрудоспособности на территории Хабаровского края (приложение 1).
1.2. Положение об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования (приложение 2).
2. Первому заместителю министра здравоохранения края Гончарову И.Н., отделу лицензирования и контроля качества медицинской помощи министерства здравоохранения Хабаровского края (Черных В.В.), отделу правовой и экспертной работы министерства здравоохранения Хабаровского края (Мухометова Е.А.) осуществить реализацию мер, обеспечивающих совершенствование организации медицинской помощи, контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам, организацией экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения края.
3. Заместителю исполнительного директора Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Ларионову С.В. обеспечить:
3.1. Осуществление мер по контролю объемов и качества медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения края при осуществлении обязательного медицинского страхования
3.2. Представление в министерство здравоохранения Хабаровского края сведений о результатах контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования один раз в полгода, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
3.3. Обеспечить в срок до 01.12.2008 года формирование регистра экспертов качества медицинской помощи и поддержание его в актуальном состоянии.
4. Руководителям учреждений здравоохранения края, органов управления здравоохранением муниципальных образований края принять к руководству настоящий приказ и обеспечить его исполнение во вверенных и подведомственных учреждениях здравоохранения.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляем за собой.
Министр здравоохранения
Хабаровского края
А.В. Витько
Исполнительный директор
Хабаровского краевого ФОМС
Н.Н. Максимова
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой
медицинской помощи установленным федеральным стандартам
в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества
высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи,
оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) и экспертизы
временной нетрудоспособности на территории Хабаровского края
(с изменениями на 22 января 2009 года)
1. Настоящее Положение устанавливает общие организационные и методические принципы ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в медицинских организациях, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и экспертизы временной нетрудоспособности.
2. Целью осуществления ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам и организацией экспертизы временной нетрудоспособности является обеспечение прав пациентов на получение качественной и безопасной медицинской помощи.
3. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
Ведомственный контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения осуществляется должностными лицами медицинских организаций и их структурных подразделений, врачебными комиссиями медицинских организаций, специалистами органов управления здравоохранением и клинико-экспертными комиссиями органов управления здравоохранением муниципальных образований края, министерством здравоохранения Хабаровского края.
1) Плановый контроль.
Осуществляется в соответствии с планом-графиком, ежегодно утверждаемым руководителем медицинской организации, по вопросам:
- оказания медицинской помощи населению в соответствии с установленными федеральными стандартами в сфере здравоохранения;
- выполнения требований санитарно-противоэпидемического режима;
- организации лечебного питания;
- состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;
- исполнения распорядительных документов вышестоящих органов управления здравоохранением.
При проведении контроля оценивается:
- уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи (анкетирование);
- осуществление мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций;
- рациональное использование лекарственных средств;
- результаты эпидемиологического мониторинга;
2). Внеплановый контроль
Внеплановый контроль осуществляется по:
- жалобам пациентов или их родственников;
- фактам внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- запросам суда, прокуратуры и органов дознания.
1) Ведомственный контроль в медицинской организации (0 - 3):
- нулевой уровень - самоконтроль (лечащий врач, медицинская сестра);
- Первый уровень - заведующий отделением, старшая медицинская сестра отделения;
- Второй уровень - заместители руководителя медицинской организации (по медицинской части, по экспертизе временной нетрудоспособности, поликлинической работе, главная медицинская сестра учреждения здравоохранения);
- Третий уровень - врачебная комиссия медицинской организации;
2) Ведомственный контроль, осуществляемый органами управления здравоохранением (4 - 5):
- Четвертый уровень - органы управления здравоохранением муниципальных образований края;
- Пятый уровень - министерство здравоохранения Хабаровского края.
Нулевой уровень - Самоконтроль.
Осуществляется лечащими врачами медицинской организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Лечащий врач обеспечивает контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам, а при их отсутствии клинико-статистическим группам.
От лечащего врача зависит проведение лечебно-диагностического процесса надлежащего качества.
Лечащий врач, с согласия больного или его законного представителя, организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, в соответствии с установленными федеральными стандартами (при их отсутствии КСГ), при этом применяются только разрешенные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации лекарственные средства, методы диагностики и лечения.
Первый уровень ведомственного контроля
Осуществляют заведующие отделениями, главные (старшие) медицинские сестры.
Основными задачами первого уровня контроля являются:
- оценка уровня качества оказания медицинской помощи, соблюдения установленных федеральных стандартов, а при их отсутствии, клинико-статистических групп;
- контроль за соблюдением требований, предъявляемых к оформлению и ведению медицинской документации;
- контроль качества выполнения диагностических технологий в соответствии с требованиями;
- анализ и оценка деятельности врачей отделения;
- выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.
Заведующий отделением осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам (при их отсутствии КСГ) по законченным случаям лечения в течение месяца. Оценка, как правило, проводится по медицинской документации (медицинская карта стационарного, амбулаторного больного и т.д.). При необходимости может быть проведена очная экспертиза.
В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, в амбулаторно-поликлинических отделениях - 50% посещений.
Особому контролю (100%) подлежат следующие случаи:
- летальные исходы;
- внутрибольничное инфицирование;
- осложнения, в т.ч. лекарственной терапии, поствакцинальные;
- расхождения диагнозов (клинического и поликлинического; клинического и патологоанатомического);
- первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- жалобы пациентов на качество оказания медицинской помощи;
- повторные госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение одного года;
- удлиненные и укороченные сроки лечения на 30% и более;
- запущенные формы онкологических заболеваний, туберкулеза;
- несвоевременное представление больных на врачебную комиссию, медико-социальную экспертизу.
Старшая медицинская сестра отделения оценивает:
- ведение медицинской документации средним медицинским персоналом;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- соблюдение лечебно-охранительного режима;
- соблюдение технологии сестринских манипуляций;
- соблюдение технологии подготовки пациентов к исследованиям;
- соблюдение технологии забора материала для лабораторных исследований;
- уровень знаний среднего медицинского персонала по вопросам инфекционной безопасности;
- проведение дезинфекционных мероприятий и стерилизацию;
- организацию работы младшего медицинского персонала.
Старшая медицинская сестра участвует в проведении административных обходов с главным врачом и его заместителями; в проведении целенаправленного обхода (при наличии жалоб).
Второй уровень ведомственного контроля - заместители главного врача.
Заместители главного врача:
- проводят оценку качества оказываемой медицинской помощи в соответствии с установленными федеральными стандартами (при их отсутствии КСГ);
осуществляют контроль за соблюдением требований, предъявляемых к оформлению и ведению медицинской документации;
- осуществляют контроль качества выполнения диагностических технологий в соответствии с требованиями;
- проводят анализ выявленных дефектов и принимают меры по их устранению и предупреждению;
- оценивают организацию лечебного питания, соблюдения противоэпидемического режима;
- проводят анализ обеспечения и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения в подразделениях и медицинской организации в целом;