1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В городе действует приоритет бесплатного дополнительного образования, равного доступа к получению детьми дополнительного образования.
В отрасли «Образование» 17 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются более 21 тыс. детей и подростков.
Сохранено видовое разнообразие учреждений дополнительного образования - дворцы, центры, школа театрального искусства.
Наблюдается положительная динамика охвата детей дополнительным образованием на фоне снижения числа соответствующих учреждений и уменьшения численности детей школьного возраста. Ежегодный прирост охвата детей за последние три года в муниципальных учреждениях дополнительного образования по отрасли составляет около 2 %: в 2005 г. - 37,2%, в 2006 г. - 40,4%, в 2007 г. - 43%.
Ведущими направлениями деятельности учреждений дополнительного образования детей по отрасли являются:
- художественно-эстетическое (свыше 12 тыс. детей - 55%);
- социально-педагогическое (3,5 тыс. детей - 15%);
- спортивное (свыше 1700 детей, 8%);
- эколого-биологическое (6%);
- техническое (5%).
Содержание одного воспитанника в среднем возросло за последние два года с 4,1 тыс. рублей до 6,0 тыс. рублей в год.
При поддержке администрации города ежегодно проводится более 30 фестивалей, соревнований, конкурсов и смотров, стимулирующих мастерство и профессионализм педагогов дополнительного образования, реализацию творческих возможностей детей. На их проведение из бюджета города ежегодно выделяется около 2,5 миллиона рублей.
Система дополнительного образования, наряду с учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, включает сеть творческих объединений, кружков, студий, созданных в образовательных учреждениях. На базе общеобразовательных школ создано около 500 объединений различного профиля с общим охватом 6,9 тысячи человек.
В последние годы в городе достигнуты значительные позитивные результаты в развитии системы дополнительного образования детей. Вместе с тем, остается ряд проблем, требующих решения программными методами:
- сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями всех типов и видов;
- разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;
- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования детей.
Не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования для всех групп детей города. Происходит сокращение спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, вымывание наиболее ресурсоемких программ в области технического, туристского, научно-исследовательского творчества учащихся. Недостаточно программ дополнительного образования для детей старшего возраста.
Имеющаяся материально-техническая база системы дополнительного образования нуждается в серьезном обновлении. Необходимо оснащение учреждений дополнительного образования компьютерным оборудованием, подключение к сети Интернет, оснащение световым, сценическим оборудованием.
Недостаточно активно развивается практика создания городских экспериментальных площадок в учреждениях дополнительного образования детей.