Современное детство переживает сложный период социального становления, зачастую не только способствующий, но и усложняющий полноценное развитие растущей личности, сохранение ее психического и физиологического здоровья.
Основными факторами, негативно влияющими на детский период жизни человека, исследователи называют слабое психосоматическое здоровье детей и недостатки семейного воспитания. Актуализируется необходимость профилактической работы с детьми и их семьями, позволяющей снизить депривирующее влияние указанных факторов, обеспечить гармонизацию процесса взросления.
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. В современном обществе все заметней проявляется кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, а имеют более общий характер.
Остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации.
Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются дисфункциональные семьи, в которых проживают дети разного возраста. Характеристики данных семей показывают, что проблемы, в которые они погружены, условно можно классифицировать на: социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические.
На практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию семьи, поскольку они взаимосвязаны и выступают в комплексе.
В дисфункциональной семье ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, его основные потребности не удовлетворяются в полной мере.
Семья может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности.
Специалистами отделений центров по работе с населением г.Хабаровска проведен анализ ситуации семей, обратившихся за помощью, и выявлены типичные проблемы. Родители многих детей не работают, злоупотребляют спиртными напитками, не интересуются судьбой своих детей, уходят от решения семейных и родительских проблем. Дети с раннего возраста предоставлены сами себе, имеют опыт пребывания на улице вне контроля родителей, они не умеют и не хотят подчиняться нормам поведения. Родители передают детям негативный опыт семейных отношений. Эта категория детей находится вне поля зрения общественности, так как по малолетству они не совершают правонарушений, их безнадзорность не заметна, поскольку они не посещают детские учреждения.
В иных случаях родители перекладывают ответственность за своих детей на других членов семьи (бабушки и дедушки, тети и дяди, старшие братья и сестры и др.)
Существуют и такие семьи, в которых воспитанием детей занимаются чужие люди, по договоренности с родителями, занятыми зарабатыванием денег на жизнь.
Контакты с ребенком в дисфункциональных семьях фрагментарны, недостаточно эмоционально насыщены и обусловлены в основном бытовыми требованиями. Родители характеризуются низким личностным и обще культурным уровнем развития, педагогической и психологической неграмотностью. Семья часто имеет неполноценную структуру. Психологический климат в семье эмоционально напряженный, часты конфликты, а вся семейная жизнь имеет дезорганизованный характер.
В результате у детей формируются различные отклонения в развитии (недостаточность самостоятельной организации деятельности, неумение наладить совместную деятельность, несоблюдение общепринятых норм и правил и др.)
Важной целью деятельности центров по работе с населением является осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. На помощь родителям в воспитании детей должны прийти специалисты. Установив доверительные отношения с родителями, специалисты должны наладить конструктивное взаимодействие с ними, а именно:
- просветить родителей по психолого - педагогическим проблемам воспитания;
- научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- консультировать по проблемам, возникающим в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;
- составить программу совместных действий родителей и специалистов по решению проблем ребенка;
- поддержать родителей в кризисных ситуациях.
Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи, и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
Деятельность специалистов центров осуществляется в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодействия.
Управлением социальной работы с населением г.Хабаровска разработаны программы коррекционно - развивающей деятельности с детьми. Каждая программа детально проработана, содержит указания на конкретные методы, формы и средства работы. Описание направлений деятельности отвечает психолого-возрастным особенностям детей, высокий уровень методической и теоретической грамотности. Каждая программа является социально-ценным, системно выстроенным, целостным документом, имеющим высокую практическую значимость. Работа по программам позволяет снизить не только уровень фрустрирующей проблемности детского развития, но и способствует повышению педагогической культуры взрослых.
Одной из самых распространенных форм обслуживания в городе Хабаровске является сопровождение семей с детьми.
Отделения сопровождения семьи и детей функционируют с 2004 года.
Цель их деятельности - оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи дисфункциональным семьям.
Категории семей - полные, неполные, одинокие отцы и матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних родителей, замещающие семьи, семьи, в которых один из родителей находится в местах лишения свободы или розыске.
Услуги, оказываемые отделениями сопровождения семьи и детей:
- консультирование родителей по вопросам решения семейных проблем;