1.1. Социально-экономическое положение Хабаровского края и перспективы его развития
Хабаровский край (далее - край) является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. За последние пять лет объем промышленного производства в крае увеличился почти в 1,3 раза, инвестиции в экономику и социальную сферу за этот период возросли в 2 раза. По объему валового регионального продукта и объему инвестиций край занимает 3 место в Дальневосточном регионе. В крае производится основная доля машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь объем стали и стального проката.
Положительные тенденции в развитии экономики края в 2001-2005 годах позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, улучшить инфраструктуру социальной сферы, повысить уровень и качество жизни населения. Реальные денежные доходы населения, средняя заработная плата и средний размер пенсий в 2005 году увеличились в 1,6 раза к уровню 2001 года; задолженность по заработной плате сократилась в 6,4 раза; вклады населения в финансовых учреждениях края выросли в 7,5 раза; снизилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 раза.
На начало 2006 года жилищный фонд края составил 28,1 млн. кв. метров. В городской местности расположено 83,3 процента жилищного фонда, в сельской - 16,7 процента. В среднем на одного жителя приходилось на начало 2006 года 19,9 кв. метров жилой площади против 19 кв. метров на начало 2001 года.
В то же время, на фоне повышения уровня жизни населения, улучшения социально-экономической ситуации, в крае сохраняются серьезные социальные проблемы.
Несмотря на высокие темпы роста денежных доходов населения, заработной платы, пенсий в крае, их покупательная способность растет медленно и отстает от среднероссийского уровня. В 2005 году к уровню 1993 года реальные располагаемые денежные доходы составили по Хабаровскому краю 93,5 процента (по РФ выросли в 1,4 раза); реальная заработная плата увеличилась на 9,9 процента (по РФ - на 14%); и только реальный размер назначенных пенсий в крае опередил рост среднероссийского показателя на 3,5 процентных пункта.
Более 60 процентов населения края имеют среднедушевые доходы ниже среднекраевого уровня. Уровень бедности в первом полугодии 2006 года составил 26,8 процента, это значит, что 378,5 тыс. жителей края имели среднедушевые денежные доходы ниже установленной в крае величины прожиточного минимума (4,8 тыс. рублей). Сохраняется высокая дифференциация граждан по уровню доходов. Так, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения края составило в январе-июне 2006 г. 13,3 раза (10,9 раза в 2001 году).
Сохраняются большие различия в оплате труда. По данным ежегодного обследования, 60 процентов работников обследованных организаций края имеют заработную плату на уровне и ниже среднекраевой (10,5 тыс. рублей на момент обследования), а у 32 процентов работников заработная плата начислена на уровне стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (6 тыс. рублей). Заработную плату свыше 25 тыс. рублей (к среднему классу можно отнести население с доходами свыше 6 прожиточных минимумов, или более 25 тыс. рублей) в крае имели только 5 процентов работников, в том числе в строительстве - 8, в организациях транспорта и связи - 10, в фирмах, занимающихся финансовым посредничеством, - 15 процентов.
Среди малообеспеченных семей в крае высок удельный вес тех, где главы семьи - наемные работники, около 20 процентов из их числа получают среднемесячную заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Ухудшает уровень жизни работающего населения и несвоевременная выплата заработной платы. Несмотря на принимаемые меры, просроченная задолженность по заработной плате среди обследованных предприятий и организаций края составила на 1 июля 2006 года 120,3 млн. рублей. По сравнению с началом года задолженность сократилась более чем вдвое.
Низкое соотношение пенсии с величиной прожиточного минимума вынуждает многих пенсионеров искать дополнительные источники доходов. На конец 2005 года 124 тыс. пенсионеров работали в различных сферах экономики края, это на 9,1 тыс. человек больше чем в 2004 году.
Более 5 процентов площади жилищного фонда края размещено в ветхих и аварийных строениях. По сравнению с 2001 годом общая площадь ветхого и аварийного жилья сократилась всего на 1 процент. В настоящее время в таких условиях проживает около 31 тыс. жителей края. В силу дефицита бюджетов сокращается выделение средств на капитальный ремонт жилфонда.
Строительство и приобретение квартир остаются доступными ограниченному кругу жителей края. В 2005 году за счет всех источников финансирования введены в действие 2928 благоустроенных квартир (включая квартиры в общежитиях) общей площадью 194,5 тыс. кв. метров, что на 13,7 тыс. кв. метров больше чем в 2004 году. В 2005 году населением за свой счет и с помощью кредитов построено 262 собственных жилых дома общей площадью 31 тыс. кв. метров (99,0% к уровню 2004 года). Доля индивидуального домостроения в общем объеме построенного жилья составила 15,9 процента (в 2004 году - 17,3%).
Перспективы социально-экономического развития края определены постановлением Правительства края от 11 ноября 2004 года № 88-пр «О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года». Стратегической целью социально-экономической политики органов государственной власти на перспективу является обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, сокращение уровня бедности, обеспечение качественного развития человеческого потенциала посредством стимулирования роста реальных доходов населения, обеспечение государственных гарантий и повышение качества услуг в сфере образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, защита социально уязвимых слоев населения края.
Фундаментом для реализации стратегической цели является динамичное развитие экономики как основного источника повышения благосостояния населения. Следовательно, основной задачей Правительства края является создание условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, повышения деловой активности, эффективности и конкурентоспособности производства товаров и услуг, решения основных проблем, препятствующих экономическому развитию края.
На основе анализа накопленного потенциала и перспектив развития отраслей хозяйственного комплекса Правительством края определен ряд задач по реализации приоритетных направлений, которым будет уделяться в среднесрочной и долгосрочной перспективе основное внимание.
Прежде всего, это повышение устойчивости и эффективности работы энергетической системы, основанной на модернизации оборудования, совершенствовании топливного баланса, переводе на газовое топливо части генерирующих мощностей, снижении издержек производства и потерь, использовании альтернативных видов энергии, малой электрификации, энергосбережении. Осуществлен ввод в эксплуатацию газопровода «Комсомольск - Хабаровск» (2006 год), переведены на газовое топливо Хабаровские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, введен четвертый энергоблок на Хабаровской ТЭЦ-3 (2007-2008 годы). Разрабатывается технико-экономическое обоснование перевода на газовое топливо Николаевской ТЭЦ. Одновременно будут наращиваться мощности по добыче угля, его обогащению (к 2010 году угледобычу планируется нарастить до 3,2 млн. тонн).
Перспективы развития транспорта и транспортной инфраструктуры заключаются в развитии и модернизации всех видов транспорта, усилении транзитных функций края, расширении сети транспортных коммуникаций. Будут приниматься меры по дальнейшему формированию международных транспортных коридоров. Большое значение для края имеет создание мощного портового хозяйства Ванинско-Советско-Гаванского узла со строительством погрузочно-разгрузочных терминалов в бухтах Ванино, Мучке, заливе Советская Гавань, с реконструкцией и увеличением пропускной способности железнодорожного пути, завершением строительства автомобильной дороги Лидога-Ванино. Реализация имеющихся у ряда крупных компаний намерений и проектов строительства терминалов позволит нарастить перевалку грузов в портах Ванино и Советская Гавань до 40 млн. тонн в год. В 2006 году оператор проекта «Сахалин-1» ЭКСОН завершит строительство нефтеотгрузочного терминала в пос. Де-Кастри. Будет осуществляться строительство автодорог, в том числе в северных районах края (Селихино-Николаевск, Аян-Нелькан и др.). Продолжится развитие авиатранспортной инфраструктуры (строительство ВПП в аэропортах городов Николаевска-на-Амуре и Хабаровска), модернизация объектов наземной инфраструктуры аэропорта Хабаровск с перспективой создания на его базе Дальневосточного транспортно-логистического авиаузла международного значения (ХАБа). Внедрение современных технологий по наземному обслуживанию судов, аэропортовому обслуживанию пассажиров и обработке багажа и грузов позволит увеличить грузопоток до 40 тыс. тонн в год, пассажиропоток - в 2-2,5 раза. Будут приниматься меры по развитию малой авиации.
В области связи будет активно развиваться рынок услуг, что будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды в сегментах местной и мобильной связи. Основным направлением развития будет модернизация АТС края, основанная на использовании цифровых технологий и широком внедрении на территории всех районов края новых услуг связи. Продолжится развитие магистральных и внутризоновых сетей связи. Будет продолжено строительство волоконно-оптической линии связи вдоль автомагистрали Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.
В промышленности роль «локомотивов» будет выполнять ряд отраслей, имеющих высокий потенциал развития.
Развитие металлургического комплекса края связано с модернизацией производства ОАО «Амурметалл», внедрением новых технологий. При выполнении всех запланированных мероприятий по модернизации производства выплавка стали в крае к 2010 году увеличится до 2,3 млн. тонн в год.
В лесной промышленности рост объемов продаж продукции почти в 2,7 раза планируется за счет опережающего развития деревоперерабатывающих производств, при умеренном приросте лесозаготовок. Будет реализован ряд проектов по производству плитных материалов (фанера, плиты MDF, OSB), шпона, лесопильного производства, мебели. Будут приниматься меры по активизации проектов по глубокой переработке древесины. Развитие деревоперерабатывающих производств позволит повысить степень использования древесины, увеличить объемы продукции с большей долей добавленной стоимости, значительно увеличить поступления в бюджет края.
В топливной промышленности на Хабаровском и Комсомольском нефтеперерабатывающих заводах будет продолжена крупномасштабная реконструкция и модернизация мощностей предприятий, что позволит кардинально увеличить глубину переработки сырья, повысить качество нефтепродуктов до мировых стандартов.
Прогнозируется на треть увеличить объемы производства в пищевой промышленности. Планируется значительное расширение, ввод в эксплуатацию мощностей ОАО «Амур-пиво» и завода компании «Балтика», Вяземского молочного комбината (творожный цех), модернизация и расширение производства на целом ряде других предприятий.
В условиях ограниченности сырьевой базы основными задачами развития рыбной отрасли являются повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, углубление рыбопереработки, вовлечение дополнительных ресурсов, в том числе малоосваиваемых, воспроизводство рыбных запасов, развитие аквакультуры. Производственная программа по выпуску товарной пищевой рыбной продукции построена с учетом опережающего роста продукции высокой степени переработки. За счет модернизации, технического перевооружения и ввода новых производственных мощностей объем ее в 2010 году должен увеличиться по сравнению с 2004 годом в 2-2,5 раза. До 2010 года планируется ввод в эксплуатацию холодильных и морозильных мощностей в Охотском, Ванинском и Аяно-Майском районах, увеличение на четверть производственных мощностей в Николаевском и Ульчском районах, реконструкция производства в Комсомольском, Тугуро-Чумиканском, Советско-Гаванском районах и
г. Хабаровске. Эти меры позволят не только увеличить выпуск рыбной продукции (в основном высокой степени переработки), значительно улучшить ее качество, но и расширить ассортимент.
В цветной металлургии, вследствие ограниченности разведанных запасов драгоценных металлов, ставится задача сохранения золотодобычи на уровне 2004 года, при этом будет увеличиваться производство концентратов цветных металлов - оловянных и медных. Планируется до 2010 года создание производственных мощностей на золоторудных месторождениях Тукчи, Красивое, Авлаякан и Киранкан в Аяно-Майском районе, Нони в Верхнебуреинском районе, Албазино в районе имени Полины Осипенко, Юрьевское в Охотском районе и Белая гора в Николаевском районе. В настоящее время прорабатывается вопрос (инициатор - Сибирская инновационная компания) по организации в крае производства первичного алюминия мощностью 250 тыс. тонн в год, а также производства меди мощностью 40 тыс. тонн в год.
В машиностроении ставится ряд сложных задач по сохранению и развитию наиболее конкурентоспособных и значимых для экономики края производств, обеспечению условий для активизации процессов обновления и модернизации машиностроительных мощностей. Будут приниматься меры по обеспечению загрузки оборонных предприятий государственными оборонными заказами, развитию гражданских производств, в том числе гражданского авиа- и судостроения. На ОАО «КнААПО» в настоящее время реализуются три программы гражданского авиастроения. Предприятие вышло на рынок с пятиместным самолетом-амфибией Бе-103, в производстве находится 20 машин для КНР, имеются перспективы продаж в другие страны ЮВА, в Бразилию. Заканчивается подготовка к серийному выпуску самолета для местных линий СУ-80 (и уже есть потенциальные заказчики), разворачиваются работы по строительству российского регионального самолета (RRJ).
Имеется ряд других направлений в машиностроении, получающих развитие и обеспечивающих конкурентоспособность продукции. Это - производство сложной бытовой техники на основе импортных комплектующих с перспективой максимальной локализации производства, производство твердосплавных режущих инструментов по технологиям порошковой металлургии, производство нестандартного оборудования для различных отраслей промышленности, оборудования для нужд железнодорожного транспорта, строительство гражданских судов общего и специального назначения. К 2010 году планируется нарастить объемы продукции машиностроения в 1,7 раза к уровню 2004 года.