(с изменениями на 24 апреля 2023 года)
(в ред. Законов Хабаровского края от 22.03.2013 N 271, от 30.10.2013 N 308, от 28.05.2014 N 366, от 23.12.2015 N 155, от 26.07.2017 N 271, от 27.07.2022 N 310, от 24.04.2023 N 398)
Настоящий закон устанавливает административно-территориальное устройство Хабаровского края (далее - край) и порядок решения вопросов административно-территориального устройства края.
Правовую основу административно-территориального устройства края составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав края, настоящий закон и иные нормативные правовые акты края, принимаемые в соответствии с настоящим законом.
(в ред. Закона Хабаровского края от 26.07.2017 N 271)
1. Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
(в ред. Закона Хабаровского края от 26.07.2017 N 271)
1) административно-территориальное устройство края - территориальное деление края, установленное с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры для осуществления функций государственного управления и (или) местного самоуправления, представляющее собой систему входящих в состав края административно-территориальных и территориальных единиц;
2) административно-территориальная единица - часть территории края в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления и (или) местного самоуправления, образованная в результате административно-территориального деления края;
3) территориальная единица - часть территории, входящая в состав административно-территориальной единицы;
4) район - административно-территориальная единица, объединяющая в фиксированных границах территориально и экономически связанные между собой населенные пункты;
5) населенный пункт - административно-территориальная или территориальная единица, имеющая официальное географическое наименование, соответствующий статус (категорию), сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы;
6) район в городе - внутригородская административно-территориальная единица.
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в нормативных правовых актах Российской Федерации и края.
(часть 2 введена Законом Хабаровского края от 26.07.2017 N 271)
Административно-территориальное устройство края основывается на принципах:
1) обеспечения территориального единства края;
2) взаимосвязи территориального и административного устройства края с учетом исторически сложившегося расселения жителей края;
3) обеспечения экономических и организационных условий для формирования и эффективной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих в крае;
5) учета мнения населения при решении вопросов административно-территориального устройства края.
1. Административно-территориальными единицами в системе административно-территориального устройства края являются районы, районы в городах, а также населенные пункты, в которых находятся органы государственного управления и (или) органы местного самоуправления.
2. Населенные пункты по статусу подразделяются на городские и сельские населенные пункты.
3. Городские населенные пункты подразделяются на следующие категории: города краевого значения, города районного значения, рабочие поселки.
К категории города краевого значения относится городской населенный пункт, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленную, социальную и научно-образовательную инфраструктуру, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к указанной категории могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
К категории города районного значения относится городской населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, находящийся на территории района, с численностью населения не менее 12 тысяч человек. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
К категории рабочего поселка может быть отнесен населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически и социально важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенный пункт, на территории которого расположены образовательные организации высшего образования и научные организации. В отдельных случаях к категории рабочего поселка может быть отнесен населенный пункт с численностью населения менее 3 тысяч человек, имеющий перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
(в ред. Закона Хабаровского края от 30.10.2013 N 308)
4. Сельскими населенными пунктами являются населенные пункты (село, поселок и иные населенные пункты), не отнесенные к городским населенным пунктам.
(в ред. Закона Хабаровского края от 27.07.2022 N 310)
Административным центром (столицей) края является город Хабаровск. Статус города Хабаровска как административного центра (столицы) края определяется законом края.
(в ред. Закона Хабаровского края от 27.07.2022 N 310)
1. К полномочиям Законодательной Думы края относятся:
1) образование, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, изменение их статуса (категории) и границ (за исключением границ районов в городах), которые осуществляются законом края;
2) образование, преобразование и упразднение территориальных единиц, изменение их статуса (категории), которые осуществляются законом края;
3) иные полномочия, установленные федеральным и краевым законодательством.
2. К полномочиям Правительства края относятся:
1) подготовка проектов законов края по вопросам административно-территориального устройства края для внесения их Губернатором края в Законодательную Думу края в порядке реализации права законодательной инициативы;
2) определение порядка формирования и ведения реестра административно-территориальных и территориальных единиц;
3) утверждение и ведение реестра административно-территориальных и территориальных единиц;
4) выявление мнения населения по вопросам изменения административно-территориального устройства, если такие изменения инициированы Правительством края;
5) иные полномочия, установленные федеральным и краевым законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) подготовка необходимых документов по вопросам образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, изменения их статуса (категории) и границ (за исключением границ районов в городах) и представление их в Правительство края;
2) подготовка необходимых документов по вопросам образования, преобразования и упразднения территориальных единиц, изменения их статуса (категории) и представление их в Правительство края;
3) выявление мнения населения по вопросам изменения административно-территориального устройства, если такие изменения инициированы органами местного самоуправления;
4) установление и изменение границ населенных пунктов, являющихся территориальными единицами, а также границ районов в городах;
5) утратил силу. - Закон Хабаровского края от 28.05.2014 N 366;
6) иные полномочия, установленные федеральным и краевым законодательством.
1. Образование и упразднение административно-территориальных единиц осуществляются законом края.