Нормативы-индикаторы (допустимые пределы) | |
Финансово-экономические показатели, характеризующие эффективность работы предприятий | |
Удельные нормы расхода электроэнергии: | 22 - 30 кВтхч/Гкал |
- теплоснабжение | 0,65 - 0,90 кВтхч/куб. м |
- водоснабжение | 0,55 - 0,85 кВтхч/куб. м |
- водоотведение | |
Доля инвестиционной составляющей в тарифе: | 22 - 25% |
- теплоснабжение | 25 - 30% |
- водоснабжение и водоотведение | |
Инвестиции в: | 1080 руб./чел. в год |
- замену изношенных фондов | 960 руб./чел. в год |
- модернизацию коммунальной инфраструктуры | 380 руб./чел. в год |
- строительство коммунальных объектов | |
Размер вознаграждения РКЦ: | ~ 1,5% |
до 90% собираемости | ~ 2% |
от 90% до 95% | 2,5% |
свыше 95% | |
Оценка вариантов тарифной политики | |
Доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг в бюджете средней семьи | от 8 - 9% (при нынешнем уровне доходов) до 9,7% (к 2010 году при среднем сценарии развития) |
Собираемость платежей за коммунальные услуги | > 95% |
На основе оценки рационального уровня текущих затрат (с помощью другой группы нормативов-индикаторов) определяются операционные затраты. Для повышения надежности определяются затраты на замену изношенных фондов (с учетом единичной стоимости замены одного километра сетей и оценки требуемого объема замен), для повышения ресурсной эффективности - затраты на модернизацию.
При планировании себестоимости и тарифа должны быть приняты следующие допущения:
- планирование прибыли должно быть основано на оценке необходимых средств на развитие, фискальные цели, а не на нормирование рентабельности;
- расчет прибыли при формировании тарифов должен быть выполнен с учетом программ развития и необходимости их финансирования с привлечением собственных средств предприятий;
- условно-постоянные затраты в расчете на 1 кв. метр будут расти по мере сокращения нерациональных объемов реализации, что стимулируется установлением более обоснованных нормативов потребления услуг;
- затраты по статье «Амортизация» также должны вырасти, так как в большинстве предприятий стоимость основных фондов значительно ниже ее реальной рыночной стоимости и требует переоценки. Кроме того, средняя норма амортизации, формируемая в крае, не учитывает реального срока службы основных фондов. Более строгий и обоснованный расчет амортизации определяется снижением доли бюджетного финансирования развития и увеличением роли инвестиционной составляющей тарифа. Амортизация является одним из источников обновления оборудования, сетей и других объектов и возврата инвестиций. Размер амортизационных отчислений определяет и масштаб арендной платы коммунальных акционерных обществ;
- необходимо обязательное создание ремонтного (резервного) фонда на основе отчислений по нормативу от балансовой стоимости основных фондов для финансирования масштабных проектов и модернизации основных фондов;
- исходя из необходимости оперативной ликвидации аварий и повреждений в тарифы должны быть включены затраты на проведение аварийно-восстановительных работ. В настоящее время ликвидация аварий и повреждений осуществляется за счет средств, предназначенных на текущий и капитальный ремонты, что сокращает источник финансирования плановых ремонтных работ и неадекватно оценивает стоимость работ, проводимых в аварийном режиме, более затратных в расчете на 1 км;
- материальные затраты определяются исходя из нормативов-индикаторов;
- затраты на оплату труда определяются в соответствии с нормативами-индикаторами численности, уровнем заработной платы в каждом типе поселений с учетом отраслевого тарифного соглашения. Фонд оплаты труда определяется исходя из возможной динамики снижения численности и приближения ее к нормативу-индикатору также для каждого типа поселений.
Процедура ценообразования должна проходить по утвержденному алгоритму с использованием сторонами «формулы цены», по которой определяется соответствие цены, качества и надежности предоставляемой коммунальной услуги. При этом необходимым условием является стабильность тарифа в течение установленного периода его действия (не менее одного года) и возможность пересмотра тарифа в связи с изменением показателей качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг.
Алгоритм формирования тарифов, базирующийся на переходе от расчета цены производства услуги к определению цены потребления, приведен на рис. 7.15.
Рис. 7.15. Алгоритм формирования тарифа