Недействующий

О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года (Утратило силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2007 года N 76-пр)


Нормативы-индикаторы ресурсной эффективности для анализа и планирования обеспечения ЖКХ края

Нормативы-индикаторы (допустимые пределы)

Финансово-экономические показатели, характеризующие эффективность работы предприятий

Удельные нормы расхода электроэнергии:

22 - 30 кВтхч/Гкал

- теплоснабжение

0,65 - 0,90 кВтхч/куб. м

- водоснабжение

0,55 - 0,85 кВтхч/куб. м

- водоотведение

Доля инвестиционной составляющей в тарифе:

22 - 25%

- теплоснабжение

25 - 30%

- водоснабжение и водоотведение

Инвестиции в:

1080 руб./чел. в год

- замену изношенных фондов

960 руб./чел. в год

- модернизацию коммунальной инфраструктуры

380 руб./чел. в год

- строительство коммунальных объектов

Размер вознаграждения РКЦ:

~ 1,5%

до 90% собираемости

~ 2%

от 90% до 95%

2,5%

свыше 95%

Оценка вариантов тарифной политики

Доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг в бюджете средней семьи

от 8 - 9% (при нынешнем уровне доходов) до 9,7% (к 2010 году при среднем сценарии развития)

Собираемость платежей за коммунальные услуги

> 95%


На основе оценки рационального уровня текущих затрат (с помощью другой группы нормативов-индикаторов) определяются операционные затраты. Для повышения надежности определяются затраты на замену изношенных фондов (с учетом единичной стоимости замены одного километра сетей и оценки требуемого объема замен), для повышения ресурсной эффективности - затраты на модернизацию.

При планировании себестоимости и тарифа должны быть приняты следующие допущения:

- планирование прибыли должно быть основано на оценке необходимых средств на развитие, фискальные цели, а не на нормирование рентабельности;

- расчет прибыли при формировании тарифов должен быть выполнен с учетом программ развития и необходимости их финансирования с привлечением собственных средств предприятий;

- условно-постоянные затраты в расчете на 1 кв. метр будут расти по мере сокращения нерациональных объемов реализации, что стимулируется установлением более обоснованных нормативов потребления услуг;

- затраты по статье «Амортизация» также должны вырасти, так как в большинстве предприятий стоимость основных фондов значительно ниже ее реальной рыночной стоимости и требует переоценки. Кроме того, средняя норма амортизации, формируемая в крае, не учитывает реального срока службы основных фондов. Более строгий и обоснованный расчет амортизации определяется снижением доли бюджетного финансирования развития и увеличением роли инвестиционной составляющей тарифа. Амортизация является одним из источников обновления оборудования, сетей и других объектов и возврата инвестиций. Размер амортизационных отчислений определяет и масштаб арендной платы коммунальных акционерных обществ;

- необходимо обязательное создание ремонтного (резервного) фонда на основе отчислений по нормативу от балансовой стоимости основных фондов для финансирования масштабных проектов и модернизации основных фондов;

- исходя из необходимости оперативной ликвидации аварий и повреждений в тарифы должны быть включены затраты на проведение аварийно-восстановительных работ. В настоящее время ликвидация аварий и повреждений осуществляется за счет средств, предназначенных на текущий и капитальный ремонты, что сокращает источник финансирования плановых ремонтных работ и неадекватно оценивает стоимость работ, проводимых в аварийном режиме, более затратных в расчете на 1 км;

- материальные затраты определяются исходя из нормативов-индикаторов;

- затраты на оплату труда определяются в соответствии с нормативами-индикаторами численности, уровнем заработной платы в каждом типе поселений с учетом отраслевого тарифного соглашения. Фонд оплаты труда определяется исходя из возможной динамики снижения численности и приближения ее к нормативу-индикатору также для каждого типа поселений.

Процедура ценообразования должна проходить по утвержденному алгоритму с использованием сторонами «формулы цены», по которой определяется соответствие цены, качества и надежности предоставляемой коммунальной услуги. При этом необходимым условием является стабильность тарифа в течение установленного периода его действия (не менее одного года) и возможность пересмотра тарифа в связи с изменением показателей качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг.

Алгоритм формирования тарифов, базирующийся на переходе от расчета цены производства услуги к определению цены потребления, приведен на рис. 7.15.


Рис. 7.15. Алгоритм формирования тарифа