В поселениях III типа функции заказчика в основном выполняют соответствующие отделы (управления и т.п.) администраций муниципального образования (рис. 6.4).
Большинство рекомендаций, относящихся к поселениям II типа, вполне применимы и к поселениям III типа (переход на систему городского (поселенческого) заказа, упорядочение системы расчетов за оказанные услуги и т.д.).
Между тем в системе построения ЖКХ поселений III типа имеются и свои отличия, которые могут быть сведены к следующему.
Право заключения договоров с населением может быть делегировано администрациям отдаленных поселений, входящих в состав муниципального образования, их стандарты - определяться органами местного самоуправления данного муниципального образования.
В поселениях III типа ЖКУ оказывают, как правило, многоотраслевые предприятия. Выделение из многоотраслевых предприятий специализированных видов деятельности должно производиться только по соображениям рационального хозяйствования, сокращения удельных ресурсных затрат.
Кроме того, необходимо исключить имеющиеся в настоящее время несвойственные функции многоотраслевых предприятий, такие как реализация властных полномочий по формированию и размещению городского (поселенческого) заказа, когда предприятие выступает в роли заказчика и исполнителя услуг, а также функции по управлению жилищным фондом.
Оказывать услуги населению организация ЖКХ должна на основании муниципального контракта (договора на выполнение городского (поселенческого) заказа) на жилищно-коммунальное обслуживание, заключаемого на конкурсной основе с администрацией каждого муниципального образования, на территории которого данным предприятием оказываются услуги.
Платежи населения за ЖКУ целесообразно собирать через кассы организаций ЖКХ, отделения банков или почтовые отделения связи и иными способами.
Рис. 6.4. Схема управления ЖКХ в поселениях III типа
В каждом муниципальном образовании (районе) доминирующие поселения, имеющие развитую инфраструктуру, производственные базы, целесообразно использовать в качестве опорных точек для выездного обслуживания объектов в транспортно-доступных поселениях.
В условиях административной реформы повышается роль поселковых органов власти, возникает необходимость кооперации структур разного уровня, создания межмуниципальных (межпоселковых) коммунальных предприятий и управляющих компаний-операторов в коммунальной сфере, что будет способствовать:
- проведению единой технической политики в создании, развитии и обслуживании имущественного комплекса ЖКХ края;
- контролю своевременности расчетов за ЖКУ населением, организациями бюджетной сферы и другими потребителями;
- осуществлению единой тарифной и финансовой политики в ЖКХ в пределах края;
- обеспечению механизмами, специализированными работами, материалами, помощью в заготовке топлива в период подготовки к сезонной эксплуатации;
- координации взаимоотношений между предприятиями ЖКХ и администрациями поселений, а также развитию предпринимательской активности, в том числе в проведении модернизации и замене изношенных фондов ЖКХ.
В целях повышения качества обслуживания в поселениях III типа, а также эффективного использования производственных баз, техники, материально-технических ресурсов, для оперативной ликвидации аварийных ситуаций в сельских поселениях целесообразно создать кустовые службы межмуниципальной управляющей компании-оператора. Возможно наделение ее парком техники, машин, механизмов, сдаваемых в аренду под конкретные работы службам поселений III типа, организация лизинговых схем или выполнение ряда работ по договорам.
Такая организация жилищно-коммунального обслуживания позволит при ограниченности квалифицированных кадров обеспечить устойчивость коммунального обслуживания в небольших по численности населенных пунктах.