Недействующий

О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года (Утратило силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2007 года N 76-пр)


Таблица 8.5

Динамика обеспечения жильем очередников в крае

Показатели

Единица измерения

2002 год

2003 год

2004 год

Число семей, состоящих на учете на конец года для получения жилья

количество семей

74764

72916

69753

Число семей, по лучивших жилье и улучшивших жилищные условия

количество семей

2848

2481

2774

процентов от числа общего числа семей очередников

процентов

3,80

3,40

3,98

Количество заселенной площади на одного человека

кв. метров

19,2

15,0

14,4


В соответствии с главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 марта 2005 г., жилые помещения муниципального и государственного жилищного фонда по договору социального найма предоставляются только малоимущим гражданам и иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации принято положение, обязывающее собственника жилых помещений нести расходы по капитальному ремонту. Это значит, что за счет бюджетных средств будет финансироваться только капитальный ремонт государственного и муниципального жилья.

Обращает на себя внимание и тот факт, что капитальный ремонт жилья проводится, как правило, в поселениях I типа и в меньших объемах в поселениях II типа. В поселениях III типа капитальный ремонт (даже выборочный) почти не проводится.

Кроме того, в крае практически не проводится капитальный ремонт с реконструкцией жилых домов в целях повышения уровня благоустройства, комфортности жилья, его теплозащиты, а также решения других проблем, направленных на улучшение потребительских качеств жилищного фонда.

На рис. 8. 1 представлена динамика программных показателей состояния и развития жилищного фонда за период до 2010 года.

Для гарантированного поддержания состояния жилищного фонда на существующем уровне необходимо капитально отремонтировать и ввести около 51% жилья от общей площади жилищного фонда края (учитывая дома первых массовых серий, как подлежащий реконструкции фонд, прирост ветхого жилья за 5 лет, а также накопленный ветхий и аварийный фонд). По экспертной оценке требуется реконструировать и построить вместо выбывшего ветхого и аварийного жилищного фонда - 14250 тыс. кв. метров общей площади жилья.

2004 год

2010 год

Жилищная обеспеченность:

19,6 кв. м/чел.

Жилищная обеспеченность:

22 кв. м/чел.

- поселения I типа

20,0 кв. м/чел.

- поселения I типа

22 кв. м/чел.

- поселения II типа

21,2 кв. м/чел.

- поселения II типа

22 кв. м/чел.

- поселения III типа

17,7 кв. м/чел.

- поселения III типа

19 кв. м/чел.

Уровень благоустройства жилья:

Уровень благоустройства жилья:

- поселения I типа

94%

- поселения I типа

полное

- поселения II типа

80%

- поселения II типа

комплексное благоустройство

- поселения III типа

59%

- поселения III типа

75%

Ветхое и аварийное жилье

2,1% жилищного фонда (официальная отчетность), не менее 10% (экспертная оценка)


Ветхое и аварийное жилье

1% жилищного фонда

Ввод жилья

0,15 кв. м/чел. в год

Ввод жилья

0,3 - 0,4 кв. м/ чел. в год


Рис. 8.1. Изменение основных показателей состояния и развития жилищного фонда за период 2006-2010 гг.


Стоимость капитального ремонта с реконструкцией жилищного фонда края оценивается в среднем в 5,8 тыс. рублей за один кв. метр, а средняя стоимость строительства составляет порядка 17 тыс. рублей за один кв. метр, то есть для реконструкции (не более 70% от 14250 тыс. кв. метров) и ввода нового жилья (не менее 30% от 14250 тыс. кв. метров) потребуется около 180 млрд. рублей.

Ограничение доли реконструкции на уровне 70% (остальное жилье подлежит сносу) определяется необходимостью повышения потребительских качеств жилья, что можно обеспечить лишь путем ввода нового жилья, которое учитывает потребительские предпочтения.

Для повышения жилищной обеспеченности в поселениях I типа с 20 до 22 кв. м/чел. необходимо построить не менее 1,3 млн. кв. метров жилья, что потребует порядка 25 млрд. рублей. Повышение жилищной обеспеченности в поселениях II и III типов соответственно с 21,2 до 22,0 кв. м/чел. и с 17,7 до 19,0 кв. м/чел. потребует строительства 170 и 540 тыс. кв. метров жилья. Стоимость этого строительства составит для поселений II типа - 2,9 млрд. рублей, для поселений III типа - 8,0 млрд. рублей.

Для обеспечения простого воспроизводства жилищного фонда (капитальный ремонт с реконструкцией и ввод нового жилья взамен выбывающего), а также для повышения жилищной обеспеченности (путем ввода жилья) требуется (по ориентировочной оценке) не менее 216 млрд. рублей. Реалистичность выполнения этих планов обусловлена тем, что уже в 2002 - 2004 гг. более 70% всего введенного в действие жилищного фонда построено за счет средств собственников жилья (в т.ч. населения) с привлечением кредитов. При этом в период реализации Стратегии развития, учитывая рост экономического потенциала края и, как следствие, доходов населения, возможно увеличение этой доли до 90%.

Для привлечения средств населения необходимо:

- использовать бюджетную помощь в кредитных схемах для снижения процентных ставок по кредиту, уменьшения размера первоначального взноса и уменьшения риска банковской организации;

- провести работу по привлечению к участию в аккумулировании финансовых средств (платежей за услуги) кредитных организаций, которые будут участвовать в финансировании жилищного и коммунального строительства;

- обеспечить информационную поддержку населения в организации ипотечного и льготного кредитования.

Рекомендуется применять кредитные схемы с участием Правительства края и органов местного самоуправления (в отношении государственных служащих) и градообразующих предприятий (в отношении сотрудников) для снижения процентной ставки кредитования способами, аналогичными примененным к обеспечению жильем семей военнослужащих. Гарантии банку по перечислению минимально оговоренной суммы в подкрепление гарантий по кредитному договору со стороны физического лица позволяют значительно уменьшить сумму начального взноса за жилье со стороны физического лица и снизить риск банка и, соответственно, процентную ставку кредитования. В последующие годы возврата кредита гарантии со стороны организации перестают быть основными, так как залог в виде квартиры приобретает уже достаточно высокую залоговую (ипотечную) оплаченную стоимость и позволяет сам по себе снизить риск банка.

В то же время определение масштабов и стоимости строительства жилищного фонда не является предметом Стратегии развития, а служит лишь для оценки направлений его развития.

Следовательно, определяя затраты на обслуживание и ремонт жилищного фонда края необходимо исходить из того, что его размер увеличится к 2010 году в среднем по краю до 22 кв. метров на одного жителя (в поселениях I типа - до 22 кв. м/чел., в поселениях II типа - до 22 кв. м/чел., в поселениях III типа - до 19 кв. м/чел.), а благоустройство жилищного фонда поселений III типа достигнет 75% (в том числе за счет локального инженерного оборудования).

Для улучшения состояния существующего жилищного фонда, его благоустройства, а также сокращения прироста ветхого и аварийного жилья Стратегией развития предусмотрено проведение его капитального ремонта и реконструкции. При этом должно быть также предусмотрено, что капитальный ремонт и реконструкция жилья должны осуществляться с использованием новых материалов, оборудования и технологий для снижения затрат на эксплуатацию и продления срока службы жилых домов и улучшения их потребительских качеств.