Динамика обеспечения жильем очередников в крае
Показатели | Единица измерения | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Число семей, состоящих на учете на конец года для получения жилья | количество семей | 74764 | 72916 | 69753 |
Число семей, по лучивших жилье и улучшивших жилищные условия | количество семей | 2848 | 2481 | 2774 |
процентов от числа общего числа семей очередников | процентов | 3,80 | 3,40 | 3,98 |
Количество заселенной площади на одного человека | кв. метров | 19,2 | 15,0 | 14,4 |
В соответствии с главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 марта 2005 г., жилые помещения муниципального и государственного жилищного фонда по договору социального найма предоставляются только малоимущим гражданам и иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации принято положение, обязывающее собственника жилых помещений нести расходы по капитальному ремонту. Это значит, что за счет бюджетных средств будет финансироваться только капитальный ремонт государственного и муниципального жилья.
Обращает на себя внимание и тот факт, что капитальный ремонт жилья проводится, как правило, в поселениях I типа и в меньших объемах в поселениях II типа. В поселениях III типа капитальный ремонт (даже выборочный) почти не проводится.
Кроме того, в крае практически не проводится капитальный ремонт с реконструкцией жилых домов в целях повышения уровня благоустройства, комфортности жилья, его теплозащиты, а также решения других проблем, направленных на улучшение потребительских качеств жилищного фонда.
На рис. 8. 1 представлена динамика программных показателей состояния и развития жилищного фонда за период до 2010 года.
Для гарантированного поддержания состояния жилищного фонда на существующем уровне необходимо капитально отремонтировать и ввести около 51% жилья от общей площади жилищного фонда края (учитывая дома первых массовых серий, как подлежащий реконструкции фонд, прирост ветхого жилья за 5 лет, а также накопленный ветхий и аварийный фонд). По экспертной оценке требуется реконструировать и построить вместо выбывшего ветхого и аварийного жилищного фонда - 14250 тыс. кв. метров общей площади жилья.
2004 год | 2010 год | |||
Жилищная обеспеченность: | 19,6 кв. м/чел. | Жилищная обеспеченность: | 22 кв. м/чел. | |
- поселения I типа | 20,0 кв. м/чел. | - поселения I типа | 22 кв. м/чел. | |
- поселения II типа | 21,2 кв. м/чел. | - поселения II типа | 22 кв. м/чел. | |
- поселения III типа | 17,7 кв. м/чел. | - поселения III типа | 19 кв. м/чел. | |
Уровень благоустройства жилья: | Уровень благоустройства жилья: | |||
- поселения I типа | 94% | - поселения I типа | полное | |
- поселения II типа | 80% | - поселения II типа | комплексное благоустройство | |
- поселения III типа | 59% | - поселения III типа | 75% | |
Ветхое и аварийное жилье | 2,1% жилищного фонда (официальная отчетность), не менее 10% (экспертная оценка) | Ветхое и аварийное жилье | 1% жилищного фонда | |
Ввод жилья | 0,15 кв. м/чел. в год | Ввод жилья | 0,3 - 0,4 кв. м/ чел. в год |
Рис. 8.1. Изменение основных показателей состояния и развития жилищного фонда за период 2006-2010 гг.
Стоимость капитального ремонта с реконструкцией жилищного фонда края оценивается в среднем в 5,8 тыс. рублей за один кв. метр, а средняя стоимость строительства составляет порядка 17 тыс. рублей за один кв. метр, то есть для реконструкции (не более 70% от 14250 тыс. кв. метров) и ввода нового жилья (не менее 30% от 14250 тыс. кв. метров) потребуется около 180 млрд. рублей.
Ограничение доли реконструкции на уровне 70% (остальное жилье подлежит сносу) определяется необходимостью повышения потребительских качеств жилья, что можно обеспечить лишь путем ввода нового жилья, которое учитывает потребительские предпочтения.
Для повышения жилищной обеспеченности в поселениях I типа с 20 до 22 кв. м/чел. необходимо построить не менее 1,3 млн. кв. метров жилья, что потребует порядка 25 млрд. рублей. Повышение жилищной обеспеченности в поселениях II и III типов соответственно с 21,2 до 22,0 кв. м/чел. и с 17,7 до 19,0 кв. м/чел. потребует строительства 170 и 540 тыс. кв. метров жилья. Стоимость этого строительства составит для поселений II типа - 2,9 млрд. рублей, для поселений III типа - 8,0 млрд. рублей.
Для обеспечения простого воспроизводства жилищного фонда (капитальный ремонт с реконструкцией и ввод нового жилья взамен выбывающего), а также для повышения жилищной обеспеченности (путем ввода жилья) требуется (по ориентировочной оценке) не менее 216 млрд. рублей. Реалистичность выполнения этих планов обусловлена тем, что уже в 2002 - 2004 гг. более 70% всего введенного в действие жилищного фонда построено за счет средств собственников жилья (в т.ч. населения) с привлечением кредитов. При этом в период реализации Стратегии развития, учитывая рост экономического потенциала края и, как следствие, доходов населения, возможно увеличение этой доли до 90%.
Для привлечения средств населения необходимо:
- использовать бюджетную помощь в кредитных схемах для снижения процентных ставок по кредиту, уменьшения размера первоначального взноса и уменьшения риска банковской организации;
- провести работу по привлечению к участию в аккумулировании финансовых средств (платежей за услуги) кредитных организаций, которые будут участвовать в финансировании жилищного и коммунального строительства;
- обеспечить информационную поддержку населения в организации ипотечного и льготного кредитования.
Рекомендуется применять кредитные схемы с участием Правительства края и органов местного самоуправления (в отношении государственных служащих) и градообразующих предприятий (в отношении сотрудников) для снижения процентной ставки кредитования способами, аналогичными примененным к обеспечению жильем семей военнослужащих. Гарантии банку по перечислению минимально оговоренной суммы в подкрепление гарантий по кредитному договору со стороны физического лица позволяют значительно уменьшить сумму начального взноса за жилье со стороны физического лица и снизить риск банка и, соответственно, процентную ставку кредитования. В последующие годы возврата кредита гарантии со стороны организации перестают быть основными, так как залог в виде квартиры приобретает уже достаточно высокую залоговую (ипотечную) оплаченную стоимость и позволяет сам по себе снизить риск банка.
В то же время определение масштабов и стоимости строительства жилищного фонда не является предметом Стратегии развития, а служит лишь для оценки направлений его развития.
Следовательно, определяя затраты на обслуживание и ремонт жилищного фонда края необходимо исходить из того, что его размер увеличится к 2010 году в среднем по краю до 22 кв. метров на одного жителя (в поселениях I типа - до 22 кв. м/чел., в поселениях II типа - до 22 кв. м/чел., в поселениях III типа - до 19 кв. м/чел.), а благоустройство жилищного фонда поселений III типа достигнет 75% (в том числе за счет локального инженерного оборудования).
Для улучшения состояния существующего жилищного фонда, его благоустройства, а также сокращения прироста ветхого и аварийного жилья Стратегией развития предусмотрено проведение его капитального ремонта и реконструкции. При этом должно быть также предусмотрено, что капитальный ремонт и реконструкция жилья должны осуществляться с использованием новых материалов, оборудования и технологий для снижения затрат на эксплуатацию и продления срока службы жилых домов и улучшения их потребительских качеств.