Городам и населенным пунктам II типа присуща система управления жилищно-коммунальным комплексом с регулирующим органом, являющимся структурным подразделением администрации (отделом, департаментом, комитетом, управлением), который потенциально мог быть городским (районным, поселенческим) заказчиком, но не во всех муниципальных образованиях выполняет его функции (рис. 6.3). Поэтому целесообразно регламентировать закрепление за структурой, выполняющей властные полномочия по управлению ЖКК в поселениях, статус и весь комплекс задач городского заказчика. В некоторых поселениях возможно создание юридического лица - муниципального учреждения, выполняющего функции городского заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание.
В поселениях II типа должен быть создан институт профессиональных управляющих (эквивалент организации по управлению жилищным фондом).
Рис. 6.3. Схема управления ЖКХ в поселениях II типа
Деятельность управляющей компании-оператора на рынке ЖКУ во II типе поселений возможна как на уровне отдельного поселения, так и на территории, объединяющей несколько поселений и муниципальных образований.
Во II типе поселений функции расчетов могут выполняться как расчетно-кассовыми центрами, так и подразделением городского заказчика (только при условии, что городской (районный, поселенческий) заказчик является самостоятельным юридическим лицом - муниципальным учреждением). При этом городской заказчик осуществляет предпринимательскую деятельность, которая служит достижению целей, ради которых данное учреждение создано, и соответствует этим целям, а именно - организации осуществления расчетов за ЖКУ в муниципальном образовании. Функции по сбору, инкассации платежей могут по договору осуществляться банками, почтовыми отделениями связи.
Так же, как и в поселениях I типа, необходимо правовое закрепление порядка начисления, сбора, обработки, распределения («расщепления») и перечисления организациям ЖКХ платежей населения за услуги, а также осуществление иных мер, направленных на увеличение сбора платежей и защиту прав и интересов потребителей при осуществлении жилищно-коммунального обслуживания (см. выше).
В поселениях II типа необходимо создавать центры по работе с потребителями по принципу «одного окна».