В целях повышения социальной и ресурсной эффективности, оперативной реализации антикризисных мер, финансового оздоровления предприятий необходимо привлечение частного бизнеса и внебюджетных финансовых ресурсов в ЖКК края.
Целесообразно привлекать на конкурсной основе (либо создавать) специализированную структуру - управляющую компанию-оператора, обладающую необходимыми компетенциями (техническими, управленческими) и имеющую возможность получения внебюджетных заемных средств.
Схема организации управления ЖКХ муниципального образования с участием управляющей компании-оператора представлена на рис. 6,5.
Возможно несколько вариантов привлечения и последующего участия управляющей компании-оператора в управлении объектами коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края.
6.6.1.1. В случае признания органами местного самоуправления целесообразности приватизации существующих коммунальных муниципальных унитарных предприятий, преобразование данных предприятий в ОАО осуществляется при участии администрации муниципального образования и управляющей компании-оператора.
Информация о льготах и субсидиях
Рис. 6.5. Схема организации управления ЖКХ муниципального образования с участием управляющей компании-оператора
Помимо муниципального образования и оператора во вновь создаваемых коммунальных акционерных обществах могут принимать участие и частные инвесторы, гарантируя возврат вложенных денежных средств через участие в управлении ОАО и распределении прибыли (учитывая незначительность дивидендных доходов этого сектора более целесообразно пытаться привлечь инвестиционные ресурсы, доход на которые выше).
Управляющая компания и инвестор привлекаются в порядке конкурсного отбора на территории муниципальных образований края.
По результатам конкурса с управляющей компанией и инвестором заключается муниципальный контракт, предусматривающий порядок и условия предоставления коммунальных услуг населению муниципального образования, регламентацию имущественных отношений органа местного самоуправления и коммунального акционерного общества, тарифное соглашение на долгосрочной основе, инвестиционные обязательства и т.д. В соответствии с положениями об арендных обязательствах арендную плату за пользование муниципальным имуществом целесообразно устанавливать в виде проведения коммунальными предприятиями по согласованию с муниципальным образованием работ по реконструкции и модернизации коммунальных сетей и других арендованных объектов коммунальной инфраструктуры.
6.6.1.2. Возможно заключение договора передачи управляющей компании-оператору полномочий единоличного исполнительного органа ОАО - договор управления (часть первая статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). В данном случае управляющей компании передаются полномочия по управлению коммунальной организацией, заключению сделок и т.п.
В этом случае весь комплекс прав и обязанностей (имущественные, инвестиционные, производственные и т.п.) предоставляются управляющей компании, которая обеспечивает привлечение внебюджетных финансовых ресурсов частных инвесторов. При такой схеме управляющая компания концентрирует в себе управленческие и хозяйственные функции. Управляющая компания-оператор за осуществление своих функций получает вознаграждение, определенное в соответствующем договоре.
6.6.1.3. Другим вариантом является создание на территории муниципальных образований края управляющей компанией-оператором, инвестором(ами) и муниципальным образованием (либо без него) коммунальных акционерных обществ, не являющихся правопреемниками муниципальных унитарных предприятий.
Вновь созданные ОАО или ЗАО, ООО не обременены финансовыми обязательствами. Однако необходимо учитывать, что принципы организации производства и предоставления услуг, технический и управленческий менеджмент, схемы взаимоотношений с органами местного самоуправления, правовая проработанность договорных отношений вновь образованных предприятий должны быть отличными от тех, которые применялись на прежних муниципальных унитарных предприятиях.
Кроме того, необходимо избегать ситуации, когда продолжают существовать параллельно муниципальное унитарное предприятие с накопившейся задолженностью и вновь созданная коммунальная организация с неупорядоченными имущественными и договорными отношениями между ними и органами местного самоуправления.
Таким образом, использование данной модели эффективно в том случае, когда проводятся мероприятия по изменению системы договорных отношений, финансированию, ценообразованию, привлечению опытного менеджмента и финансовых ресурсов и т.п.
6.6.1.4. Для ряда поселений II и III типа возможно создание межмуниципальной или краевой управляющей компании-оператора.
Таким образом, привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры требует повышения реальной правовой самостоятельности и финансовой самодостаточности организаций ЖКХ, что, в свою очередь, определяет необходимость изменения их организационно-правовой формы, повышения реальной самостоятельности в рамках действующих социальных ограничений, прозрачной тарифной и финансовой политики, повышения инвестиционного потенциала организаций.