Для выполнения властных функций формирования и регулирования рынка услуг целесообразно четко обозначить полномочия по формированию и размещению городского (поселенческого) заказа, контроля за качеством жилищно-коммунального обслуживания в муниципальных образованиях, закрепив функции городского (районного, поселенческого) заказчика за вновь созданным муниципальным учреждением, либо преобразовав существующую службу заказчика, созданную в виде МУПа, в муниципальное учреждение. Схема управления ЖКХ в поселениях I типа представлена на рис. 6.2.
Необходимо использовать сформированную в поселениях I типа систему договорных отношений для разделения функций каждого субъекта правоотношений, дополнив систему созданием института профессиональных управляющих многоквартирным домом, управляющих компаний-операторов в коммунальном секторе.
Развития требует обслуживание жилищного фонда подрядными организациями на конкурсной основе в соответствии с условиями городского (поселенческого) заказа (или конкурсов на обслуживание конкретных домов - ООО, предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) и т.п.).
В поселениях I типа приоритетным является реализация норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Рекомендуется активно использовать административный ресурс стимулирования создания ТСЖ путем организационной, информационной, финансовой и правовой помощи со стороны государственной власти края, органов местного самоуправления и другими способами, приведенными в Стратегии развития.
В I типе поселений требуется некоторое упорядочение расчетов платежей, которые могут выполняться информационно-вычислительными (расчетно-кассовыми) центрами. Функции по сбору, инкассации платежей могут по договору осуществляться банками, почтовыми отделениями связи и т.п.
Рис.6.2. Схема управления ЖКХ в поселениях I типа
Информационно-вычислительным центрам (ИВЦ) следует передать полномочия по сбору платежей с населения по всем видам услуг. Для этого необходимо в положении о проведении конкурса по отбору управляющих организаций включить условие, обязывающее победителя конкурса заключить соответствующий договор с ИВЦ, а также закрепить аналогичное положение в договоре управления многоквартирным домом, который заключается с победителем конкурса.
Как показывает общероссийская практика, специализация этой функции не только позволяет повысить собираемость платежей до 95-97%, но и создает более комфортные условия для населения. При этом необходимо реализовать принцип «одного окна» - максимально приближенное к жилищу каждого человека место информационного контакта со службами ЖКХ, обеспечивающее достаточность однократного обращения по всем вопросам и проблемам к специалисту, имеющему доступ к интегрированной базе данных и библиотеке ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы.
Необходимо совершенствовать работу и центра по работе с потребителями (такого как ООО «Системы учета» в г. Хабаровске), в котором должен вестись контроль и анализ неплательщиков, жалоб и предложений потребителей, реакций на них коммунальных и жилищных предприятий. Деятельность данного центра функционально и информационно должна быть интегрирована с ИВЦ.
ИВЦ необходимо обеспечить функциональную и информационную интеграцию с биллинговыми компаниями городов, диспетчерскими службами предприятий. Функцию сбора, инкассации платежей по договору может выполнять как сам ИВЦ, так и привлеченные им банки, почта, кассы торговых сетей и т.д.
Необходимо урегулирование организации начисления, сбора, обработки, распределения («расщепления») и перечисления организациям ЖКХ платежей населения за услуги. Должен быть усовершенствован механизм двусторонней связи с потребителями, предусматривающий в качестве условия оплаты ЖКУ обязанность предприятий ЖКХ и управляющей организации урегулировать конфликт с потребителями в случае возникновения у них претензий к качеству жилищно-коммунального обслуживания. Для более эффективного функционирования данной системы, а также для предотвращения злоупотреблений со стороны жильцов многоквартирного дома рекомендуется развивать институт профессиональных управляющих многоквартирным домом, которые представляют интересы жильцов, несут обязанности по обеспечению граждан жилищными и коммунальными услугами.
Ведение единой базы данных в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре по поставщикам услуг и потребителям рекомендуется возложить на ИВЦ.
В поселениях I типа рекомендуется также и совершенствование платежного документа, форма которого позволила бы потребителю оплачивать только те услуги, которые ему были в действительности качественно и своевременно оказаны. В этом случае собранные с населения денежные средства распределяются не механически между предприятиями ЖКХ, а направляются в соответствии с оформленными надлежащим образом санкциями потребителей.
Реализация функционально единого комплекса расчета с населением, обеспечивающего экономическое стимулирование со стороны потребителей качества, надежности и экологической безопасности обслуживания позволит, с одной стороны, прогнозировать уровень платежей с учетом ожидаемых претензий, связанных с эксплуатацией коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, будет более оперативно отслеживаться выполнение предприятием ЖКХ установленных стандартов надежности, качества обслуживания населения. Программный комплекс расчетов должен обеспечивать распределение («расщепление») платежей между поставщиками услуг непосредственно в момент их оплаты, т.е. без вмешательства в этот процесс управляющей организации, службы заказчика и т.д.
Для повышения собираемости платежей необходимо установить нелинейный размер вознаграждения ИВЦ пропорционально приросту сбора платежей, расширить сеть пунктов приема платежей, активизировать работу с должниками, в том числе по выселению злостных неплательщиков.
Для поселений I типа актуальным является повышение эффективности существующей системы, которое возможно осуществить путем прямого взаимодействия ИВЦ и биллинговой компании.
В соответствии с действующим законодательством решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями. ИВЦ являются коммерческими организациями и, соответственно, не могут быть уполномоченными органами местного самоуправления на предоставление субсидий.
Необходимо совершенствование и договорных отношений, которые требуют доработки с учетом действующего законодательства Российской Федерации.