Предлагаемая стоимость
Стратегии развития в разрезе типов поселений края на период 2006-2010 гг.
(млрд. рублей) | ||||
| Всего | в том числе по типам поселений | ||
| I тип | II тип | III тип | |
Всего затрат | 25,3 | 19,2 | 3,8 | 2,3 |
в том числе: | ||||
жилищное хозяйство | 8,1 | 6,3 | 1,1 | 0,7 |
коммунальное хозяйство | 17,2 | 12,9 | 2,7 | 1,6 |
- замена изношенных фондов | 8,2 | 6,2 | 1,3 | 0,8 |
- модернизация и реконструкция | 6,2 | 4,7 | 1,0 | 0,6 |
- новое строительство | 2,8 | 2,1 | 0,4 | 0,3 |
Справочно - численность населения (тыс. человек) | 1427,0 | 1071,0 | 223,7 | 132,3 |
На каждом из трех этапов реализации Стратегии развития приоритеты инвестиционных проектов будут меняться. На рис. 8.4 показано по коммунальному хозяйству изменение соотношения средств по основным инвестиционным направлениям: на замену изношенных фондов, модернизацию и новое строительство по этапам Стратегии развития.
Реализация Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства края с 2006 по 2010 год предусматривает финансирование за счет всех источников в размере 25,3 млрд. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней - 4,5 млрд. рублей. При условии изменяющегося законодательства структура источников финансирования и объем средств может меняться или исключаться в полном объеме бюджетная составляющая. В этом случае пересматриваются кредитные ресурсы, средства собственников жилья, инвестиционные составляющие тарифов либо мероприятия по реализации Стратегии развития корректируются под фактические объемы финансирования.
Рис. 8.4. Изменение соотношения средств на замену изношенных фондов,
модернизацию и строительство новых объектов по этапам реализации Стратегии развития
На первом этапе - мобилизация (2006 год) - в структуре инвестиций преобладают средства на замену изношенных основных фондов (большая часть общего объема инвестиций, направляемых в коммунальную сферу). Это обеспечит повышение надежности и качества услуг. Осуществляется подготовка к реализации проектов модернизации объектов инфраструктуры.
На втором этапе (2007 - 2008 гг.) в структуре затрат существенно возрастает (в среднем в 2 раза по сравнению с первым этапом) доля инвестиций на модернизацию оборудования и сооружений в целях повышения ресурсной эффективности. Затраты на строительство будут осуществляться в основном по развитию инфраструктуры в поселениях III и частично II типов, то есть направляться на повышение уровня благоустройства жилищного фонда
На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) приоритетным становится финансирование модернизации, основным направлением которой является оптимизация технологических процессов, внедрение новых технологий, автоматизация и диспетчеризация производства, обеспечивающие как повышение качества услуг, так и ресурсную эффективность их производства. Предполагается также строительство новых объектов инфраструктуры для повышения благоустройства жилищного фонда.
На первом и втором этапах реализации Стратегии развития для финансирования проводимых мероприятий помимо средств предприятий и бюджетных средств предполагается привлечение кредитных ресурсов.
В качестве залоговых гарантий инвестору, вкладывающему средства как в модернизацию жилья (с его последующей продажей с учетом возросших потребительских качеств), так и в строительство и модернизацию источников теплоснабжения, очистных сооружений (где возвратность обеспечивается за счет реализации качественных услуг более широкому кругу потребителей), в бюджете также могут быть предусмотрены кредитные гарантии.
На каждом этапе в рамках работ по модернизации жилья и объектов инфраструктуры должно быть предусмотрено создание информационного и технического обеспечения деятельности городского (районного, поселенческого) заказчика, создание единых баз данных, городских ситуационных центров, автоматизированных систем диспетчеризации и управления работой сетей.
Порядок финансирования программных мероприятий утверждается на основании действующего в крае законодательства и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо перейти от финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов всех уровней к использованию собственных средств предприятий - инвестиционных составляющих тарифа (амортизация, ремонтный фонд, прибыль).
Формирование источников финансирования инвестиционных проектов предусматривается за счет увеличения доли собственных средств предприятий на реализацию проектов (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Структура источников финансирования
инвестиционных проектов по этапам реализации Стратегии развития
Инвестиционные составляющие тарифа как источники финансирования развития основных фондов ЖКХ формируются из себестоимости (амортизация и часть ремонтного фонда, направляемых на замену изношенных фондов) и прибыли или арендной платы, используемой в соответствии с инвестиционными обязательствами арендатора для улучшения объектов инфраструктуры.
Возврат кредитных ресурсов осуществляется за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных средств.
Привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальную сферу требует решения ряда проблем, в том числе законодательного характера, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов, реализации рыночных механизмов повышения кредитоспособности коммунальных предприятий и снижения на этой базе кредитных рисков инвестора.
Для этого необходимо:
- совершенствование тарифной политики в части обоснования размера тарифа, реального наполнения инвестиционных составляющих тарифа (амортизации, ремонтного фонда, направляемого на замену изношенных фондов, прибыли на капитализацию), обеспечения стабильности тарифа и установления правил его пересмотра в течение срока реализации инвестиционных проектов (5 - 7 лет);
- изменение структуры источников финансирования, скорейший переход от преимущественно бюджетного финансирования текущей деятельности и расширенного воспроизводства к оплате услуг потребителями;
- предотвращение аккумулирования задолженности (стратегическое совершенствование системы финансирования);