Природно-географические условия края (наличие природных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов, значительная протяженность: с севера на юг - 1800 км и с запада на восток - 750 км) определяют уклад жизни населения, специализацию градообразующей базы и особенности развития ЖКХ. Административно край представлен девятнадцатью муниципальными образованиями - двумя городскими округами (Хабаровск - 579 тыс. человек, Комсомольск-на-Амуре - 278 тыс. человек) и семнадцатью районами, на территории которых расположено 5 городских поселений: Николаевск-на-Амуре (27 тыс. человек), Советская Гавань (29,8 тыс. человек), Амурск (47 тыс. человек), Бикин (19,6 тыс. человек) и Вяземский (15,7 тыс. человек). В крае также находятся 24 рабочих поселка и 426 сельских населенных пунктов.
Вступление в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведет к увеличению числа муниципальных образований, их полномочий по организации жилищно-коммунального обслуживания. Это было учтено как при разработке схем взаимодействия органов государственного управления края и органов местного самоуправления, так и при оценке бюджетной поддержки ЖКХ поселений III типа.
Продолжительная и суровая зима предъявляет особые требования к надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения. Теплоснабжение населенных пунктов отличается неоптимальностью источников и применяемых видов топлива, что удорожает услуги и обостряет задачу перехода к более дешевым видам топлива и альтернативным источникам теплоснабжения. Большинство районов отнесено к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, имеют особое правовое регулирование (северный завоз, обязательные поставки товаров, организация централизованных закупок и т.п.). Вопросы подготовки к зиме, своевременные заготовки топлива занимают важное место в деятельности отрасли в этих районах. Это во многом определяет специфику бюджетного финансирования и направления расходования бюджетных средств. Другой особенностью многих северных территорий края является отсутствие централизованного электроснабжения, электропитание осуществляется от автономных дизельных электростанций, что существенно удорожает и делает неустойчивым электроснабжение. Тарифы на электроэнергию в крае значительно выше, чем в большинстве других регионов России. При этом топливная составляющая в себестоимости производства электроэнергии и тепла на многих предприятиях электроснабжения и теплоснабжения достигает соответственно 51 и 80 %, что заметно выше среднероссийского уровня (13 и 27% соответственно).
На территории края площадью в 788,6 тыс. кв. км проживает 1,4 млн. человек, из которых 80% составляет городское население. Слабая заселенность территории и значительная разбросанность поселений сочетаются с низкой плотностью населения в поселениях - 11,2 чел./га при средней по России - 15 чел./га. В поселениях III типа плотность населения около 4 человек на один гектар. Низкая плотность населения определяет повышенную протяженность сетей в расчете на жителя, что сказывается на удорожании обслуживания сетей и транспортировки воды, тепла до потребителя, и как следствие, на росте себестоимости и тарифов. Очевидна нерациональность централизованного теплоснабжения в поселениях с низкой плотностью населения. В крае большое количество поселений III типа и жилищ, не имеющих систем коммунального обслуживания. Климатические и градостроительные особенности края влияют (хотя не определяют исключительно) на увеличение в 2,3 раза относительно средней по России стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) (по номиналу) и в 1,44 раза с учетом паритета цен.
Существенные различия экономического развития поселений края определяют дифференциацию качества жилищ и коммунального обслуживания. В малых и сельских поселениях крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг. Инвестиционных возможностей вновь формируемых по поселенческому принципу муниципальных образований явно недостаточно даже для простого воспроизводства инфраструктуры. Соответственно, в Стратегии развития предусмотрены для них особые организационные и финансовые решения, включая помощь краевого бюджета.