Затраты на капитальный ремонт и реконструкцию
жилищного фонда по типам поселений края на 2006-2010 гг.
(млн. рублей) | |||||||||
Затраты на капитальный ремонт жилья, находящегося: | Итого затраты | Затраты на капитальный ремонт с реконструкцией жилья, находящегося | Итого затраты на капитальный | Итого | |||||
в муниципальной собственности | в государственной собственности | в частной собственности | в муниципальной собственности | в государственной собственности | в частной собственности | ремонт с реконструкцией | |||
I тип поселений | 1232,5 | 364,9 | 2485,2 | 4082,7 | 500,0 | 148,0 | 1008,2 | 1656,2 | 5738,9 |
II тип поселений | 120,5 | 41,5 | 239,0 | 400,9 | 231,1 | 79,6 | 458,5 | 769,2 | 1170,2 |
III тип поселений | 56,9 | 32,4 | 117,2 | 206,5 | 276,6 | 157,3 | 569,1 | 1003,1 | 1209,6 |
Итого по краю | 1409,9 | 438,8 | 2841,4 | 4690,1 | 1007,7 | 385,0 | 2035,8 | 3428,5 | 8118,6 |
в среднем в год | 282,0 | 87,8 | 568,3 | 938,0 | 201,5 | 77,0 | 407,2 | 685,7 | 1623,7 |
в том числе по типам поселений: | |||||||||
I тип поселений | 246,5 | 73,0 | 497,0 | 816,5 | 100,0 | 29,6 | 201,6 | 331,2 | 1147,8 |
II тип поселений | 24,1 | 8,3 | 47,8 | 80,2 | 46,2 | 15,9 | 91,7 | 153,8 | 234,0 |
III тип поселений | 11,4 | 6,5 | 23,4 | 41,3 | 55,3 | 31,5 | 113,8 | 200,6 | 241,9 |
В целом затраты на капитальный ремонт составят на период 2006 - 2010 гг. - 8,1 млрд. рублей, в том числе бюджетные средства - 2,4 млрд. рублей, средства собственников жилищного фонда и кредитные средства - 5,7 млрд. рублей.
8.2. Коммунальная инфраструктура.
Основные направления инвестиционной деятельности в ЖКХ края обусловлены изношенностью коммунальной инфраструктуры, низкой надежностью (количество аварий и повреждений достигает 1,5 на один км сети в год в водоснабжении и 0,9 на 1 км сети в год в теплоснабжении).
Именно поэтому планирование и финансирование инвестиционных проектов рассматривается в Стратегии развития в трех направлениях:
Замена изношенных основных фондов: сетей и оборудования - основное в течение ближайших 3 - 4 лет направление. Приоритетность и существенная (около 50%) доля в общем объеме инвестиций, направляемых в коммунальный сектор, определяется задачами ликвидации накопившегося недоремонта путем залповой замены 4 - 6% в год водопроводных и канализационных сетей в 2007 - 2009 гг., замены 3 - 4% сетей и оборудования в дальнейшем. Соответственно, замена теплотрасс в 2007 - 2009 гг. - до 2%, в дальнейшем - 2 - 3%. Замена оборудования (дизель-генераторов) в электроснабжении - 6 - 8% в год.
При этом в процессе замены изношенных основных фондов допускается изменение технических параметров объектов без изменения их функциональных свойств. Это означает, что все виды работ по замене изношенных фондов могут быть отнесены к категории «ремонта», а, следовательно, финансироваться за счет ремонтного фонда, являющегося одной из составляющих себестоимости предприятий ЖКХ.
Использование ремонтного фонда обеспечивает возможность как финансирования дорогостоящих работ в результате накопления средств, так и возврат кредитных ресурсов, привлекаемых на первом и втором этапах реализации Стратегии развития для проведения замены изношенных основных фондов.
Для расчета затрат на замену изношенных фондов использованы следующие данные:
- стоимость замены 1 км сетей:
водопроводных - 3,1 млн. рублей;
канализационных - 3,4 млн. рублей;
тепловых (в двухтрубном исчислении) - 6,6 млн. рублей;
- объем замены сетей:
водопроводных и канализационных - 860 км;
теплоснабжения (в двухтрубном исчислении) - 755 км;
- стоимость замены изношенных основных фондов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) - 57,0 руб./чел. в год.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры предполагает проведение мероприятий, направленных на улучшение технико-экономических и качественных показателей оборудования, сооружений и целых технологических цепочек, не эффективных с точки зрения ресурсных затрат на их содержание и обслуживание. Модернизация объектов инфраструктуры позволит снизить на 25 - 30% удельные затраты электроэнергии, топлива, живого труда.
Снижение эффективности работы оборудования и сооружений происходит по следующим причинам:
- находящиеся на коммунальных предприятиях основные фонды в процессе эксплуатации изнашиваются, в результате чего ухудшаются их технико-экономические характеристики, и увеличиваются затраты на ремонт и содержание;
- традиционные технологии предоставления коммунальных услуг устаревают, появляются новые, более энергоэффективные и экономически выгодные.
Износ основных фондов коммунальных предприятий может определяться различными методами:
- с использованием экспертных оценок;
- сравнением сроков фактической службы оборудования и сооружений и полезного срока их использования;
- уменьшения стоимости по времени эксплуатации;