Общая характеристика муниципальных систем теплоснабжения края
Тип поселения, | Количество | Установленная | Выработка | Процент | Удельный | Потребности | Присоединенная нагрузка | Длина | |
вид топлива | котельных | мощность (Гкал/ч) | тепловой энергии (Гкал/год) | использования установленной мощности | расход топлива (кг/Гкал) | в топливе | отопление (Гкал/ч) | ГВС (Гкал/ч) | |
Поселения I типа | 1 | 15,00 | 42802,0 | 32,6 | 213,0 | 8000 м3/год | 7,000 | 1,300 | 10,40 |
мазут | 2 | 20,20 | 203808,0 | 115,2 | 24300 т/год | 60,700 | 15,100 | 16,80 | |
дизтопливо | 1 | 0,20 | 1420,0 | 81,1 | 204,0 | 200 т/год | 0,480 | 0,384 | 0,30 |
керосин | 1 | 0,20 | 1171,0 | 66,8 | 165,0 | 130 т/год | 0,300 | 0,150 | 0,05 |
уголь | 5 | 14,00 | 71764,0 | 58,4 | 238,0 | 29780 т/год | 15,700 | 1,700 | 22,20 |
электроэнергия | 1 | 0,14 | 1544,0 | 125,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,40 |
Итого | 11 | 49,80 | 322509,0 | 74,0 | 84,200 | 18,600 | 50,20 | ||
в процентах Поселения II типа | 2,8 | 3,30 | 11,1 | 15,300 | 37,500 | 6,40 | |||
газ | 1 | 120,00 | 159235,0 | 15,1 | 157,4 | 25062 м3/ год | 35,000 | 5,300 | 17,20 |
мазут | 7 | 12,20 | 167620,5 | 156,5 | 173,1 | 24085 т/год | 19,200 | 3,500 | 28,30 |
дизтопливо | 1 | 1,72 | 2877,0 | 19,1 | 377,0 | 750 т/год | 0,400 | 0,090 | 0,52 |
уголь | 65 | 287,60 | 504261,7 | 20,0 | 227,0 | 207111 т/год | 81,000 | 5,000 | 115,90 |
дрова | 2 | 0,80 | 413,0 | 5,8 | 0 | 950 т/год | 0,100 | 0 | 0,93 |
Итого | 76 | 422,40 | 834407,2 | 22,6 | 135,700 | 13,900 | 162,80 | ||
в процентах Поселения III типа | 19,6 | 27,60 | 28,6 | 24,600 | 28,00 | 20,70 | |||
газ | 8 | 266,2 | 296748,0 | 12,7 | 177,1 | 43,101 млн. м3/год | 53,700 | 7,50 | 65,30 |
мазут | 28 | 151,3 | 381247,6 | 28,8 | 205,3 | 58622 т/год | 92,500 | 2,00 | 144,90 |
дизтопливо | 19 | 18,3 | 102065,3 | 63,8 | 175,5 | 13336,9 т/год | 17,200 | 0,70 | 16,66 |
уголь | 167 | 535,5 . | 821805,5 | 17,5 | 219,1 | 327104,9 т/год | 138,500 | 4,50 | 284,00 |
электроэнергия | 1 | 1,3 | 1480,0 | 12,6 | 0 | 2270012 кВт.ч | 0,300 | 0,20 | |
дрова | 77 | 85,1 | 154082,7 | 20,7 | 232,3 | 153609,4 т/год | 28,700 | 2,40 | 62,40 |
Итого | 300 | 1057,7 | 1757429,1 | 19,0 | 330,700 | 17,10 34,50 | 573,50 | ||
в процентах | 77,5 | 69,1 | 19,0 | 60,100 | 72,90 | ||||
Всего | 387 | 1529,9 | 2914345,3 | 550,600 | 49,60 . | 786,50 |
Важнейшим направлением реализации программы модернизации теплоснабжения должны стать:
- модернизация и перевод на более экономически выгодные виды топлива централизованных систем теплоснабжения с высокой плотностью тепловой нагрузки;
- частичная децентрализация систем, находящихся в зоне предельной эффективности централизованного теплоснабжения;
- децентрализация систем теплоснабжения с низкой плотностью тепловой нагрузки и высокими потерями на сетях.
Комплекс мероприятий Стратегии развития в секторе водоснабжения и водоотведения определяется постановкой и достижением следующих целей:
- обеспечение надлежащего качества, эксплуатационной надежности и безопасности систем водоснабжения и канализации, как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- обеспечение рационального использования воды и выполнения природоохранных требований;
- повышение эффективности производства услуг водоснабжения и водоотведения с одновременным снижением нерациональных затрат, сокращением потерь и утечек, снижением удельного расхода ресурсов при производстве услуг;
- оптимизация инфраструктуры (с учетом подключения в будущем новых потребите ней услуг) и повышение эффективности капвложений, создание благоприятного инвестиционного климата в секторе ВКХ.
В Стратегии развития в разделе «Анализ сектора водоснабжения и водоотведения» были проанализированы основные проблемы этого сектора ЖКХ края, сделаны выводы о приоритетности мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения.
Поскольку в крае более 80% воды забирается из поверхностных источников водоснабжения, проблема качественной очистки воды актуальна для поселений всех трех типов. В поселениях III типа водоочистные сооружения (ВОС) практически отсутствуют. Помимо этого, в поселениях I типа мощность очистных сооружений является ограничивающим фактором для подключения в будущем к системам водоснабжения новых потребителей. Поэтому одним из основных мероприятий Стратегии развития для поселений всех трех типов является модернизация существующих и строительство новых (для поселений III типа) сооружений водоочистки.
Артезианская вода, добываемая из скважин, характеризуется высоким содержанием железа и марганца. В поселениях III и, частично, II типа эта вода используется не только для хозяйственно-питьевых нужд, но и для горячего водоснабжения потребителей. Отсутствие в целом ряде населенных пунктов этих типов сооружений обезжелезивания и деманганации приводит к быстрому зарастанию трубопроводов и, как следствие, к снижению надежности и качества предоставляемых услуг. В рамках Стратегии развития должны быть проведены мероприятия по установке станций или сооружений обезжелезивания и деманганации на подземных водозаборах. В некоторых поселениях края есть опыт разработки таких сооружений и использования в качестве фильтров местных материалов.
При управлении спросом на воду чрезвычайно важно в рамках программы обеспечить потребителям стимулы к рациональному потреблению воды. Этого можно достичь двумя путями:
- экономическим, путем взимания платы за фактический объем потребляемой и учитываемой по установленным приборам учета воды на основе продуманной стратегии измерения, подкрепленной адекватной тарифной политикой;
- путем изменения отношения потребителей к воде, как к ценному, жизненно необходимому благу. Этого можно достичь проведением соответствующей информационной и разъяснительной кампании, нацеленной на потребителей воды.
Повышение производственной эффективности в отрасли можно достичь путем развития конкуренции и привлечения к производству услуг финансово и управленчески автономных организаций. В частности, речь идет о возможном участии частных предприятий в предоставлении коммунальных услуг.
Резервом для повышения надежности и эффективности систем водоснабжения всех поселений края следует считать борьбу с потерями и утечками воды. Программные мероприятия должны осуществляться по двум направлениям:
- совершенствование системы учета подъема и подачи воды потребителям;
- проведение с привлечением специализированных организаций обследований состояния систем и сооружений водопровода и канализации, уточнение или определение удельных расходов воды в жилищном фонде, потерь и неучтенных расходов воды в системах водоснабжения.
Кроме того, до нормативного уровня должны быть увеличены объемы ремонтных работ на системах водопровода и канализации.
Анализ структуры существующих производственных мощностей и удельных показателей водоснабжения и водоотведения показывает, что в большинстве муниципальных образований мощности канализационно-очистных сооружений (далее - КОС) не соответствуют мощностям водоочистных сооружений (далее - ВОС). Это говорит о необходимости смещения акцентов и сравнительного увеличения инвестирования в КОС по сравнению с ВОС.
Анализ ситуации в сфере обращения с отходами в городах и других поселениях края показал, что существующая система сбора, вывоза и размещения отходов функционирует недостаточно эффективно, с нарушением санитарных и природоохранных требований.
Именно поэтому одним из важных направлений инвестиционной деятельности в поселениях края является разработка и реализация мер по совершенствованию процесса обращения с отходами, что требует наряду с другими мероприятиями строительства систем утилизации ТБО.
Перспективными технологиями обращения с ТБО являются: