Недействующий

О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года (Утратило силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2007 года N 76-пр)


Таблица 8.8

Удельные затраты на модернизацию объектов
коммунальной инфраструктуры в целом и по технологическим переделам

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Виды услуг

водоснабжение

водоотведение

теплоснабжение

сбор и утилизация ТБО

1.

Индикаторы удельных затрат

руб./чел. в год

220

310

450

72

2.

Технологические переделы

в том числе:

производство материального носителя услуги (подъем воды, очистка стоков, выработка тепловой энергии, утилизация ТБО)

руб./чел. в год

150

210

300

60

транспортировка материального носителя услуги

руб./чел. в год

70

100

150

12


   Возможность использования таких индикаторов для определения затрат на модернизацию оборудования и объектов ЖКХ края и прогнозирование результатов обосновано двумя причинами:

- идентичностью функционально-технологических моделей коммунальных систем различных регионов и муниципальных образований, которые могут быть представлены в виде однотипных элементов и подсистем, с возможностью их сравнительного анализа и определения общих системных характеристик;

- учитывая функционально-структурную общность коммунальных систем, особенности и приоритеты инвестиционных программ края (поселения) и паритет цен возможно оценить затраты на планируемые мероприятия в рамках Стратегии развития.

Учет приоритетов финансирования модернизации коммунальных объектов и систем осуществлялся на основе анализа региональных и муниципальных программ развития различных видов услуг края.

В результате расчетов на основании данных, полученных в результате проведенного обследования и анализа стоимости инвестиционных проектов, разработанных в крае, были вычислены значения удельных затрат на проведение работ по модернизации объектов коммунального хозяйства края, которые соответствуют достаточно типичному распределению (отклонения не превышают 5 - 10%) и приняты в среднем по краю:

- в водоснабжении - 220 руб./чел. в год;

- в водоотведении - 310 руб./чел. в год;

- в теплоэнергетическом хозяйстве - 450 руб./чел. в год;

- в сфере сбора и утилизации ТБО - 72,0 руб./чел. в год.

Строительство новых объектов коммунального назначения. Цель - обеспечение инженерными коммуникациями площадок нового жилищного строительства (преимущественно для I типа поселений), строительство сетей и головных сооружений для повышения уровня благоустройства существующего жилищного фонда (для поселений II и III типов), строительство новых подстанций в поселениях II и III типа.

Наиболее высокие удельные затраты на строительство коммунальных объектов имеют место в поселениях III типа, уровень благоустройства которых намного ниже двух других типов. Для повышения уровня благоустройства жилищного фонда в поселениях III и частично II типа целесообразно наряду со строительством коммунальных объектов использовать локальные установки, которые имеют невысокую стоимость, не требуют сетей большой протяженности и достаточно просты в обслуживании. Их установка может осуществляться за счет средств населения, в том числе с использованием лизинговых схем и социальной поддержки малообеспеченных граждан.

Так, например, в настоящее время российскими предприятиями выпускаются малые модульные очистные сооружения, предназначенные для обслуживания нескольких домов или небольших поселков.

Особенно актуально использование локальных источников в теплоснабжении поселений различных типов.

Целесообразность использования локальных источников теплоснабжения в поселениях края подтверждается зависимостью, приведенной ниже на рисунке 8.2 для систем теплоснабжения в поселениях всех типов.

В качестве оценочных факторов использовались: потери тепла на тепловых сетях и плотность тепловой нагрузки на источник.

Индикатором плотности тепловой нагрузки является относительная материальная характеристика - отношение произведения среднего диаметра трубопроводов системы теплоснабжения на их протяженность к подключенной тепловой нагрузке, которая является индикатором уровня потерь тепловой энергии в системах теплоснабжения и позволяет определить степень эффективности централизованного теплоснабжения. Для зоны высокой эффективности централизованного теплоснабжения удельная материальная характеристика не должна превышать 100 кв. м/Гкал/ч, а для зоны предельной эффективности - 200 кв. м/Гкал/ч. Значение данного показателя свыше 200 кв. м/Гкал/ч свидетельствует о необходимости проведения мероприятий по децентрализации отопления и применении локальных источников теплоснабжения населенных пунктов.

Нормативные потери в тепловых сетях для зоны высокой эффективности централизованного теплоснабжения не превышают 5 - 7% (фактические - 10 - 15%), а для зоны предельной эффективности - 15 - 20% (фактические - 20 - 30%).

Были проанализированы системы теплоснабжения как отдельных поселений, так и типов поселений в целом. При этом рассчитывалась удельная характеристика плотности тепловой нагрузки не для отдельных источников, а для всей системы теплоснабжения поселения в целом. Результаты расчетов представлены на рисунке 8.2 и в таблице 8.9.

Оценка целесообразности использования систем централизованного теплоснабжения показывает в целом их неэффективность в поселениях III типа из-за больших потерь в сетях. При этом часть систем теплоснабжения поселений III типа северных (Николаевский, Солнечный, Аяно-Майский, имени Полины Осипенко) районов, а также южных и центральных (Бикинский, Вяземский, Нанайский, Советско-Гаванский) районов расположены в зоне предельной эффективности систем централизованного теплоснабжения.


Рис. 8.2. Оценка рациональной степени централизации теплоснабжения для тепловых систем поселений различных типов


Вполне закономерно расчеты показали, что в поселениях II типа южных и центральных районов (поселения типа IIA и IIВ) выработка и транспортировка тепловой энергии целесообразна. На севере края (поселения типа IIС - Чегдомын и Охотск), наоборот, из-за больших потерь тепла использование для его производства и подачи потребителям централизованных муниципальных систем неэффективно.