О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 10 апреля 2007 года N 76-пр
__________________________
Проведенные в 1991-2005 годах реформы в жилищно-коммунальной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов к рыночным механизмам регулирования при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Общая площадь жилищного фонда Хабаровского края составляет 27,9 млн. кв. м. В настоящее время в коммунальном хозяйстве края находятся в эксплуатации 399 котельных, более 1,5 тыс. км тепловых сетей, 80 дизельных электростанций, около 9 тыс. км воздушных и кабельных электрических сетей, 3,2 тыс. трансформаторных подстанций, 2,8 тыс. км водопроводных и 2,7 тыс. км канализационных сетей, 293 водозабора различного типа, 94 очистных сооружения канализации, 172 канализационные насосные станции.
До 1991 года эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства края осуществлялась в основном ведомствами, которые сами являлись основными потребителями коммунальных услуг. Затраты на производство коммунальных услуг в большинстве своем включались в себестоимость выпускаемой продукции. С началом реформ жилье и объекты коммунального хозяйства стали передаваться в муниципальную собственность.
В Хабаровском крае к началу реформ в муниципальной собственности находилось 98 котельных, 9 дизельных электростанций, 13 водозаборов. Общая площадь муниципального жилищного фонда составляла 9,9 млн. кв. м.
За последние десять лет в муниципальную собственность городских округов и муниципальных районов края принято более 11,6 млн. кв. м государственного жилищного фонда, 156 водозаборов различного типа, 48 очистных сооружений канализации, и процесс продолжается. В результате передачи ведомственных объектов число муниципальных котельных возросло до 351, дизельных электростанций - до 70.
При этом жилищный фонд и коммунальные объекты зачастую передавались в неудовлетворительном техническом состоянии, а фактическая передача финансовых средств на их содержание растягивалась на годы.
В этих условиях Правительством края были приняты все меры по сохранению инженерной коммунальной инфраструктуры и обеспечению потребителей коммунальными услугами.
За период с 2000 по 2005 год для надежного обеспечения коммунальными услугами потребителей построены 3 котельные на твердом топливе в Бикинском, Ванинском, Охотском районах. Произведена модернизация 31 котельной и 38 дизельных электростанций, установлено 67 новых дизель-генераторов и более 100 котлоагрегатов. Капитально отремонтировано более 1,5 тыс. км электрических и около 400 км тепловых сетей. Переведены на природный газ 4 котельные в Амурском, Комсомольском, Солнечном районах, г. Комсомольске-на-Амуре и дизельная электростанция в с. Циммермановка Ульчского района.
В целях оптимизации схем электро- и теплоснабжения населенных пунктов края закрыто 5 дизельных электростанций и 49 неэффективных отопительных котельных. Специализированными предприятиями выполняется наладка гидравлического и теплового режимов систем теплоснабжения поселений.
Построено и переложено около 150 км водоводов и канализационных коллекторов. Пробурено 16 скважин в городских и сельских поселениях Вяземского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Солнечного, Ульчского районов. Проведена реконструкция водозаборных сооружений в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, канализационных очистных сооружений и канализационных насосных станций в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском и имени Лазо районах.
На проведение работ в отрасли, в том числе по подготовке к отопительным сезонам, за последние 5 лет из всех источников направлено 5,87 млрд. рублей. Средства краевого бюджета в сумме 2,12 млрд. рублей направлялись в первую очередь на новое строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальных объектов. Все это позволило обеспечивать стабильное функционирование систем жизнеобеспечения и снизить аварийность.
В ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства края реализованы важнейшие направления: разделены функции управления жилищным фондом и его обслуживания, созданы единые центры по сбору платежей, уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги доведен до федерального стандарта, устранено перекрестное субсидирование при формировании тарифов на коммунальные услуги. В крае действует система социальной поддержки населения в виде предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность коммунальных услуг для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Качество содержания жилищного фонда и предоставляемых коммунальных услуг находится на уровне, не соответствующем не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в отрасль. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, недостаточны мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения значительных финансовых ресурсов для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в результате невыполнения бюджетами, в первую очередь муниципальными, своих обязательств, а также задолженностью населения за потребленные услуги. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01 января 2006 г. 4,4 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности - 5,8 млрд. рублей.
В крае продолжает функционировать значительное количество неэффективных котельных и дизельных электростанций с устаревшим оборудованием, около 300 км тепловых сетей и 1,5 тыс. км линий электропередачи требуют капитального ремонта. Не удалось решить задачу доведения до нормативных объемов капитального ремонта объектов коммунального назначения и инженерных сетей.
Работа отрасли жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время осуществляется в условиях изменившегося законодательства. Большинство вопросов жилищно-коммунального комплекса отнесено к ведению органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. Отрасль должна работать в рыночных условиях при государственном регулировании тарифов коммунального комплекса.
В целях адаптации отрасли к работе в новых условиях разработана Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее также - Стратегия развития).
Стратегия развития определяет приоритетные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, пути и методы повышения качества обслуживания, формирования регулируемого рынка услуг с учетом социальных ограничений, систему стимулов и источников финансирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства края.
Стратегия развития будет выполняться поэтапно в течение 2006 - 2010 годов:
- I этап - 2006 год (этап мобилизации);
- II этап - 2007 - 2008 годы;
- III этап - 2009 - 2010 годы.
Разработаны Мероприятия по реализации I и II этапов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее также - Мероприятия). Стратегия развития и Мероприятия разработаны с учетом Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, Основных направлений экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года, прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2007 года, требований норм Жилищного кодекса Российской Федерации, национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В целях развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества условий проживания и коммунального обслуживания населения, дальнейшего преобразования жилищно-коммунального хозяйства в рамках регулируемого рынка услуг с учетом социально-экономических условий Правительство края
постановляет: