Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года (с изменениями на 19 октября 2009 года)

Образование

Условия для реализации прав граждан на получение образования обеспечиваются в крае в рамках реализации мер по развитию системы общего образования края на 2006 - 2010 годы и 12 краевых программ. В 2006 году образовательную деятельность в крае осуществляют более тысячи учреждений общего образования, в которых обучаются и воспитываются свыше 198 тыс. детей. Общеобразовательные программы реализуют 426 дневных общеобразовательных школ, том числе 5 общеобразовательных школ-интернатов, 10 гимназий, 9 лицеев, 41 школа с углубленным изучением предметов, 8 негосударственных школ, 27 вечерних (сменных) школ.

В крае созданы необходимые условия для получения образования детьми с отклонениями в развитии: 24 муниципальных специальных (коррекционных) учреждения всех видов, краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа г. Бикина, 436 коррекционных классов в общеобразовательных школах. Образовательные программы дошкольного образования различной направленности в крае реализуют 418 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 51 ведомственное.

За пять лет расходы консолидированного бюджета Хабаровского края на образование увеличились почти в 4 раза и составили в 2005 году 8,5 млрд. рублей.

В 2001 - 2005 годах введено в эксплуатацию 20 учреждений образования на 4 263 места. Объем освоенных средств на объектах общего образования за счет всех источников финансирования составил более 1 млрд. рублей, в том числе доля краевого бюджета составила 89 процентов (943,2 млн. рублей). Выполнены ремонтные работы в 1 154 учреждениях образования края на сумму 580,5 млн. рублей, произведен ремонт краевых учреждений образования на сумму 110 млн. рублей. Число аварийных школ сократилось более чем в 2 раза.

Планомерно решаются вопросы комплектования учреждений образования школьной мебелью, учебно-наглядными пособиями, спортивным инвентарем, компьютерным оборудованием. В результате происходящих процессов информатизации в системе общего образования края все учреждения укомплектованы учебным компьютерным оборудованием. С 2005 года в рамках федерального проекта "Информатизация системы образования" открыты и оснащены современной компьютерной техникой 20 межшкольных методических центров и один региональный координационный центр при Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Вместе с тем остается ряд проблем, оказывающих негативное влияние на функционирование и развитие системы общего образования края. В крае недостаточно специальных коррекционных учреждений. Требует развития сеть образовательных учреждений, классов с профильным обучением на старшей ступени общего образования. Остается актуальной проблема организации рационального горячего питания школьников, только 52 процента учащихся получают горячее питание.

Медленно улучшается техническая база учреждений общего образования. Свыше 35 процентов школ края построены более 40 лет назад, 14 школьных зданий находятся в аварийном состоянии, 13 требуют капитального ремонта. Не в полной мере отвечает современным требованиям информационно-методическое, учебно-наглядное обеспечение образовательного процесса, требуют срочной замены 32 процента школьных комплектов мебели, 17 процентов аудиторных досок.

Деятельность системы начального профессионального образования края направлена на обеспечение экономики края кадрами рабочих профессий и повышение качества профессионального образования.

Сеть профессиональных училищ и лицеев края включает 38 дневных учреждений, в том числе 32 краевого ведения и 6 учреждений федерального ведения. Общая численность учащихся составляет свыше 18 тыс. человек, из них на дневной форме обучения 16,4 тыс. человек. Учебные заведения начального профессионального образования ведут подготовку по 183 профессиям.

Ежегодно училища края заканчивают около 7 тыс. человек по дневной форме обучения. Более 70 процентов из них трудоустраиваются на предприятия и в организации различных форм собственности, свыше 11 процентов поступают на учебу в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения, около 7 процентов призываются в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, 7 процентов выпускников получают право свободного трудоустройства.

Наряду с этим проблемой является нежелание руководителей предприятий и организаций заключать долгосрочные договоры с учреждениями начального профессионального образования о подготовке рабочих кадров, не достаточно развита система профессиональной ориентации - теряется престиж рабочей профессии.

До 2005 года за счет средств краевого бюджета финансировалось содержание четырех краевых организаций системы начального профессионального образования - Научно-методический центр, Дом техники, Центр лицензирования, Дворец культуры и спорта "Юность" и пять профессиональных училищ, находящихся в учреждениях исполнения наказания. С 2005 года 39 профессиональных училищ и лицеев из 44 дополнительно переданы в ведение края.

В настоящее время система высшего и среднего профессионального образования представлена 56 учебными заведениями. Из них 30 учреждений высшего профессионального образования, в которых обучается 88,6 тыс. студентов, и 26 учреждений - среднего профессионального образования, в которых обучается 30,9 тыс. студентов. В крае действуют 14 негосударственных вузов и 1 негосударственное среднее специальное учебное заведение, образованы 6 представительств и 5 филиала московских вузов.

Общая численность студентов за последние 5 лет увеличилась на 19,8 тыс. человек и составила в 2006 году 119,5 тыс. студентов. Обучение производится по 183 специальностям высшего и 91 специальности среднего профессионального образования.

Изменения в структуре имеющихся специальностей за рассматриваемый период происходили в основном под влиянием спроса, предъявляемого населением, а не отраслей экономики и социальной сферы края. Это привело к тому, что работа по открытию новых специальностей велась вузами зачастую бессистемно, без учета профиля вуза, изучения рынка труда. Имеет место дублирование специальностей.

Совершенствуется работа по содействию трудоустройству выпускников системы высшего профессионального образования. В 2006 году трудоустроено из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по очной форме за счет средств федерального бюджета, соответственно 78,3 и 60,4 процента против 57 и 41 процента в 2000 году.

Продолжается работа по обучению в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. С 1998 года Хабаровским региональным отделением комиссии по подготовке управленческих кадров обеспечена подготовка 308 специалистов.

Наряду с этим сохраняются проблемы повышения качественного состава преподавательских кадров, обеспечение образовательного процесса учебно-методическими пособиями, недостаток учебных площадей. Существующая ведомственная разобщенность вузов создает определенные трудности в функционировании вузов как единой системы.