По прогнозным оценкам внешнеторговый оборот края в 2010 году составит около 5 млрд. долларов США (рост по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза), экспорт - до 4 млрд. долларов США (рост в 1,3 раза), импорт - до 1 млрд. долларов США (рост в 1,7 раза).
Рост внешнеторгового оборота края в 2006 - 2010 годы будет происходить в основном за счет увеличения экспорта нефтепродуктов, черных металлов, продукции лесной отрасли, машиностроения и услуг.
Экспорт нефтепродуктов в 2010 году ожидается на уровне 2 млрд. долларов США (рост по сравнению с 2005 годом на 9 %). Выполнение краевыми нефтеперерабатывающими заводами программ по модернизации и реконструкции мощностей, дальнейшее углубление переработки сырой нефти и расширение номенклатуры выпускаемых нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам, будет способствовать повышению эффективности экспорта нефтепродуктов, в том числе за счет увеличения доли светлых нефтепродуктов в экспорте.
Экспорт необработанных лесоматериалов в 2010 году составит по прогнозным оценкам около 600 млн. долларов США (рост по сравнению с 2005 годом на 10 %), пиломатериалов - 60 млн. долларов США (рост в 2 раза). В период с 2006 по 2010 год за счет реализации крупных инвестиционных проектов в экспорте лесной отрасли края появятся новые товарные позиции, в том числе химико-термомеханическая масса (ХТММ), древесноволокнистые плиты МДФ, технологическая щепа, шпон.
Экспорт черных металлов к 2010 году возрастет до 315 млн. долларов США (рост по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза).
Роль рыбной отрасли края в период до 2010 года будет увеличиваться за счет повышения эффективности экспорта при планируемом снижении физических объемов поставок рыбной продукции на внешний рынок. Средняя цена экспортной продукции увеличится по прогнозным оценкам на 15 процентов.
Основная доля экспортных поставок машиностроительной отрасли края, как и в предыдущие годы, будет приходиться на отдельные предприятия и, прежде всего, на ОАО "КнААПО", ОАО "Амурский судостроительный завод" и ФГУП "Хабаровский судостроительный завод".
В сфере военного машиностроения до 2010 года, с учетом обсуждаемых в настоящее время контрактов с Венесуэлой, Малайзией и КНР, ОАО "КнААПО" произведет по заказу холдинга "Сухой" для целей экспорта военно-техническую продукцию на сумму до 5 млрд. долларов США.
Перспективы развития горнодобывающей отрасли до 2010 года позволяют планировать поставки на внешний рынок, в том числе в КНР меди, медного и оловянного концентрата.
Прирост объемов экспорта услуг в 2006 - 2010 годах будет обеспечиваться за счет увеличения объемов транзитных грузоперевозок, дальнейшего развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, создания единого Транскорейского железнодорожного коридора, пересекающего Корейский полуостров с юга на север и выходящего на Транссиб, развития морских портов Ванино и Советская Гавань, ввод в эксплуатацию нефтеналивного терминала в Де-Кастри.
Перспективным направлением экспорта услуг должно стать предоставление образовательных услуг иностранным гражданам. Учитывая существующие ограничения, накладываемые на рост числа иностранных студентов в высших учебных заведениях края как следствие невысокого уровня развития инфраструктуры размещения и материально-технической базы, необходимо развитие альтернативных форм предоставления услуг.
Продолжится работа по углублению сотрудничества в области международного туризма, развитию туристской инфраструктуры края, а также продвижению турпродукта края на международном рынке туристских услуг.
Реализация мероприятий по развитию сектора услуг позволит увеличить их экспорт в 2010 году до 110 млн. долларов США (рост к 2005 году в 1,7 раза).
По прогнозным оценкам импорт Хабаровского края в 2010 году составит около 1 млрд. долларов США (рост по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза).
Меры Правительства края, направленные на привлечение инвестиций в промышленность, развитие экспорта и экспортной базы и, соответственно, перерабатывающих производств, приведут к значительному увеличению импорта машин, высокотехнологичного оборудования, транспортных средств и комплектующих, не имеющих российских аналогов, что составит более 50 процентов от всей стоимости импорта.
Продолжит расти импорт потребительских товаров массового спроса, в том числе продовольственных товаров, текстиля, одежды и обуви, легковых автомобилей, причинами которого являются:
- постоянный рост внутреннего спроса на эти товары в связи с низкой конкурентоспособностью, а зачастую и отсутствием аналогичных товаров отечественного производства, которые утрачивают ценовые преимущества из-за постоянного роста тарифов естественных монополий;
- повышение реального эффективного курса рубля будет способствовать обострению конкуренции между импортом и отечественными товарами;
- высокая транспортная составляющая, делающая импорт товаров из близлежащих стран СВА и, в частности, из приграничных провинций КНР более выгодным по сравнению с завозом аналогичных товаров из западных регионов России.
Одной из причин роста стоимостных объемов импорта станет проводимая в последние годы в Российской Федерации политика в сфере тарифного регулирования, направленная на усиление таможенного контроля на границе за достоверностью декларирования таможенной стоимости и количества ввозимых товаров. Это повлечет за собой дальнейшее повышение индекса таможенной стоимости товаров.
Предстоящее вступление России в ВТО помимо положительных моментов несет определенные негативные последствия.
На данный момент с определенной степенью вероятности можно выделить ряд видов промышленного производства края, которые в перспективе могут выиграть от вступления в ВТО, например, черная и цветная металлургия, нефтегазовая промышленность. Вместе с тем существуют отрасли, которым присоединение к ВТО сулит серьезные проблемы. Это гражданское машиностроение, сельское хозяйство, гражданская авиация, банковский и страховой секторы, а также практически все производства импортозамещающей продукции. Однако вступление в ВТО не означает полного и немедленного открытия рынков для иностранных товаров и услуг. У Правительства Российской Федерации остается ряд действенных рычагов - валютная политика, импортные тарифы, налоги.
Кроме того, уже на стадии переговорного процесса Россия в целях минимизации негативных последствий вступления в ВТО для так называемых "проблемных отраслей" занимает жесткую позицию, отстаивая свое право на предоставление ей максимально допустимого периода времени (7 лет, так называемый "переходный период") для принятия мер по защите внутреннего рынка, а также изменению структуры промышленного производства и переходу от сырьевой и неэффективной к более наукоемкой экономике с реальной перспективой ее дальнейшей интеграции в общемировую систему хозяйствования. По мнению ведущих российских экспертов, в первый год после присоединения России к ВТО пошлины вообще не изменятся, затем в течение 7 - 8 лет на ряд товаров они будут плавно снижаться. После переходного периода тарифная защита все равно не опустится ниже 5 процентов и останется выше, чем у ЕС и США. Такая политика дает возможность "проблемным отраслям" в течение 5 - 7 лет подготовиться к открытию рынка.
В целях уменьшения возможных негативных последствий от вступления России в ВТО необходимо принять ряд срочных мер. В частности, требуется структурная перестройка экономики, серьезная инвестиционная поддержка наиболее значимых отраслей, продуманная политика по поддержке экспорта продуктов перерабатывающих производств.
В настоящее время Правительством края ведется разработка комплекса мер по снижению негативного влияния последствий вступления России в ВТО по ряду отраслей.
В динамике экспорта и импорта в период до 2010 года возможны различные варианты развития отраслей и влияния таких факторов, как колебание мировых цен на сырьевые ресурсы, внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация в регионе, и ряд других причин.