Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года (с изменениями на 19 октября 2009 года)


Развитие инновационной деятельности

Одним из основных направлений реализации стратегии социально-экономического развития края до 2010 года является переход от развития науки и научно-технической деятельности "вообще" к развитию инновационной деятельности.

Высокая степень зависимости экономики края от конъюнктуры мирового рынка и цен на сырьевые ресурсы ограничивает бизнес-пространство, замедляет рост инвестиций. Низкая наукоёмкость продукции, ее слабая конкурентоспособность не создают предпосылок для роста объема производства, использования кредитов, развития банковской среды. Производство традиционных товаров и услуг в крае, базирующееся на традиционных технологиях объективно не может конкурировать с аналогичным производством товаров и услуг как в западных регионах России, так и в странах АТР, так как в цене товара заложены повышенные транспортные тарифы, энерго- и трудозатраты.

Именно по этим причинам инновационный путь развития для края не имеет альтернативы. Только внедрение наукоёмких и высокоэффективных технологий, резкое наращивание выпуска "лидирующих" продуктов, имеющих платежеспособного потребителя на внутреннем и внешних рынках, может обеспечить конкурентоспособность экономики края.

Результатом и целью инновационной деятельности является извлечение сверхприбыли, поступающей в виде интеллектуальной ренты, которая в цене реализованной продукции, как показывает практика, может составлять сотни и даже тысячи процентов. Именно поэтому новая высокотехнологичная и наукоемкая продукция не боится никаких региональных удорожаний. В свою очередь развитие инновационного сектора экономики края, появление нарастающего источника доходов поможет как Правительству края, так и самим предприятиям, в решении важнейших социальных проблем.

Основными направлениями развития инновационной деятельности в крае являются:

1. Совершенствование нормативной правовой базы инновационной деятельности.

Основа такой базы в крае создана. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на создание благоприятного инновационного климата. Регулирование должно охватывать вопросы трансферта технологий, деятельности венчурных фондов, офисов коммерциализации разработок, то есть всех составляющих инновационной системы края.

2. Содействие развитию инновационной инфраструктуры.

В крае сегодня часть элементов существующей инновационной инфраструктуры работает в полную силу, а часть находится в "ждущем" состоянии. Меры по развитию инфраструктуры должны быть направлены на ликвидацию имеющихся несоответствий между структурой научных исследований и экспериментальных разработок и отраслевой структурой производства в крае, а также на образование тесных горизонтальных связей между вузами, наукой, малым бизнесом и крупными предприятиями. Содействие может быть оказано как напрямую, путем учредительства, например, в венчурном фонде, так и через льготное налогообложение таких специализирующихся непосредственно на инновационных процессах структурах, как центры трансферта технологий, технопарки, технологические инкубаторы и т.д. Должны получить дальнейшее развитие и поддержку молодежные научные конкурсы, инновационные проекты в приоритетных отраслях экономики края, а также проводимые научно-технические конференции, симпозиумы, выставки и форумы. В этом процессе должны принять активное участие муниципальные образования.

3. Развитие системы финансирования инновационной деятельности в крае.

Краевая система финансирования инновационной деятельности уже сегодня основывается на множественности источников - это федеральный и краевой бюджеты, средства российских фондов, собственные средства предприятий и организаций, гранты международных организаций. При этом средства бюджетов должны служить стимулом для привлечения внебюджетных средств, в том числе частного капитала. Основными источниками финансирования инноваций в крае являются собственные средства предприятий. Эта тенденция сохранится и в обозримом будущем. Вместе с тем необходимо привлекать к инновационному процессу банки, страховые и инвестиционные компании, венчурные фонды.

Участие краевых органов власти и, соответственно, средств краевого бюджета в организации краевого венчурного фонда, должно стать гарантией его жизнеспособности для других учредителей, что позволит привлечь в научно-инновационную сферу края, прежде всего, частный капитал.

Такой подход должен получить дальнейшее развитие при проведении ежегодных краевых конкурсов инновационных проектов. Будет продолжена практика оказания финансовой поддержки малым инновационным предприятиям для реализации инновационных проектов на конкурсной основе. Необходимо добиваться увеличения объемов долевого финансирования с Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.

4. Подготовка кадров для инновационной сферы.

Развитие инновационной деятельности потребует значительного количества специалистов в этой области, причем как специалистов по государственному регулированию инновационной деятельности, так и менеджеров по управлению технологическими инновациями. Подготовка таких специалистов высшей квалификации может быть обеспечена в крае при условии:

- введения факультативных занятий по указанным дисциплинам в учебные планы общеобразовательных школ, лицеев и техникумов;

- открытия новых кафедр по специальностям инновационной деятельности в ряде высших учебных заведений;

- создания на базе имеющихся высших учебных заведений и научных организаций исследовательских университетов, ориентированных на подготовку специалистов высшей квалификации по перспективным направлениям науки и техники;

- развития системы переподготовки кадров и повышения их квалификации, включая стажировки как в России, так и за рубежом;

- подготовки специалистов по инновационной деятельности в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров;

- содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества.

Открытость экономики края, близость к странам АТР предполагают дальнейшее развитие межрегионального и международного сотрудничества в научно-инновационной сфере путем заключения различных соглашений и договоров, проведения в крае соответствующих конференций и выставок и участия в аналогичных мероприятиях в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

5. Пропаганда инновационной деятельности в крае.

Сегодня крайне актуальным становится разъяснение сути инновационной деятельности и ее пропаганда. Причем в этом разъяснении нуждаются в равной степени все ее участники. Ученые и разработчики не владеют опытом коммерческой реализации нового интеллектуального продукта, частные инвесторы побаиваются вкладывать средства в высокорисковые наукоемкие проекты, а промышленные предприятия, не имея детально проработанных бизнес-проектов по освоению производства высокотехнологичных продуктов и данных по спросу на них на внутреннем и внешнем рынках, опасаются браться за организацию их массового выпуска. Чтобы ускорить решение этих вопросов, необходима систематическая пропаганда позитивных примеров деятельности всех участников инновационного процесса. Образовательная, информационная, пропагандистская деятельность в этом направлении должна ставить своей целью повышение уровня инновационной культуры в крае и формирование привлекательного имиджа края в России и за рубежом.

Все направления развития инновационной деятельности в той или иной мере будут реализовываться в Тихоокеанском государственном университете (созданном на базе Хабаровского государственного технического университета). Правительство края всемерно будет содействовать становлению данного университета как своеобразной точки инновационного роста экономики края. Большой потенциал для внедрения инновационного развития имеют также Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет и Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

Предусматривается два этапа развития инновационной экономики края.

Основное содержание первого этапа (2005 - 2007 годы) - создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ формирования инновационной системы края.

Основными задачами этого этапа являются: