Год | Число туристских предприятий | Общий турпоток края (тыс. человек) | Объем туристских услуг (млн. рублей) | Численность занятых в туризме (человек) | Доходы в бюджет края по отрасли "Туризм" (млн. рублей) | Бюджетные средства на развитие туризма (млн. рублей) |
2000 | 77 | 72,6 | 125,7 | 300 | 32,3 | - |
2001 | 108 | 101,2 | 135,8 | 350 | 42,3 | 1,7 |
2002 | 122 | 120,4 | 160,85 | 550 | 62,2 | 4,1 |
2003 | 151 | 113,7 | 209,0 | 850 | 63,2 | 4,95 |
2004 | 182 | 143,1 | 250,0 | 950 | 50,9* | 4,97 |
2005 | 219 | 170,5 | 305,5 | 1 181 | 58,8 | 4,94 |
2006 (ожидаемое) | 250 | 180,0 | 330,0 | 1 345 | 76,0 | 4,94 |
______________________
*Снижение в 2004 году платежей по отрасли "Туризм" связано с отменой с 01 января 2004 г. налога с продаж в соответствии с изменением налогового законодательства Российской Федерации
С развитием туризма возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах. В крае сложилась многоуровневая непрерывная система туристского образования, проводится целенаправленная работа по поддержке деятельности учебных заведений края. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в пяти колледжах гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, высшее профессиональное образование в сфере турбизнеса обеспечивают четыре высших учебных заведения краевого центра.
Туристская деятельность предприятий имеет особую специфику и представляет собой оказание комплекса посреднических услуг в виде сформированного туристского предложения. В 2005 году свыше 60 процентов затрат на производство турпродукта составили расходы на приобретение прав на услуги сторонних организаций, наибольший удельный вес среди которых заняли: транспортные услуги (около 40 %), размещение и проживание (35,2 %), питание (6,3 %), реклама (3,1 %), экскурсионное обслуживание (2,03 %) и др.
Исходя из специфики предпринимательской туристской деятельности, являющейся межотраслевым процессом, предоставление туристских услуг в крае может развиваться только в комплексе и с учетом развития таких сопутствующих видов деятельности, как: гостиничное хозяйство, транспорт, торговля, строительство, культура и др.
Следует отметить, что на сегодня туристский потенциал края используется не в полной мере в виду отсутствия развитой современной инфраструктуры туризма и низкой инвестиционной активности в этой сфере.
Анализ развития туристской отрасли в крае позволяет выделить ряд проблем, оказывающих негативное влияние на дальнейшее увеличение приоритетных для края въездного и внутреннего видов туризма. К ним относятся:
- отсутствие в крае современных, комфортабельных гостиниц туристского класса, соответствующих уровню "две-три звезды" с доступными ценами на размещение, а также уровню "четыре-пять звезд" для развития направлений научного, конгрессного и делового туризма;
- недостаточное количество имеющихся объектов культурно-развлекательного назначения, уровень и состояние которых не соответствуют требованиям современного туристского рынка;
- низкий уровень сервисного обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг;
- отсутствие прогнозируемой тарифной политики основных транспортных перевозчиков края (ФГУП "Дальавиа", ОАО "Амурское пароходство", ДВЖД - филиал ОАО "РЖД"), выражающейся в резких и непредвиденных колебаниях цен на предоставляемые услуги;
- недостаточный объем информации о туристском потенциале и возможностях края на международных туристских рынках стран Северо-Восточной Азии и АТР, а также Европы.
В крае имеется достаточный потенциал развития туризма и создания привлекательного имиджа края для российских и иностранных туристов.
Для успешного развития туризма в крае, а также привлечения в край инвестиций, направленных на создание новой и развитие имеющейся инфраструктуры туризма, необходимы комплексная поддержка со стороны органов власти, наличие благоприятного инвестиционного климата, а также повышение уровня транспортного и гостиничного обслуживания и инвентаризация туристских ресурсов.
Развитие туризма в крае обеспечит дополнительный доход в бюджет края, улучшит инфраструктуру региона, окажет стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей экономики, создаст дополнительные рабочие места, а также уменьшит отток трудоспособного населения в центральные районы Российской Федерации. В то же время увеличится и социальная значимость туризма. Расширение географии и улучшение качества туристских маршрутов позволят жителям края в полной мере реализовать свое право на отдых.