Ожидаемые оценки развития экономики и социальной сферы края до 2010 года строились на основе анализа тенденций и результатов функционирования хозяйственного комплекса в последние годы, накопленного потенциала и планов развития отраслей с учетом намечаемых мер Правительства края, политики федерального центра в области экономики и социальной сферы в период до 2010 года.
Макроэкономическая ситуация в России, дальнейшие действия Правительства Российской Федерации в области экономических и социальных реформ, естественно, будут оказывать определяющее воздействие на развитие экономической ситуации в крае. В связи с этим необходимо отметить определенную политическую макроэкономическую неуверенность, элементы неустойчивости экономики страны, вызванные недостаточно согласованными действиями федерального центра, отсутствием взвешенной и понятной экономической политики. Будут отрицательно сказываться недостаточные меры Правительства Российской Федерации по снижению инфляции, обеспечению доступности банковских кредитов, перетока капиталов из сырьевого сектора в обрабатывающий. До сих пор отсутствует правительственная промышленная политика, направленная на развитие высокотехнологичных отраслей, теряющих позиции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. При наличии огромных финансовых ресурсов крайне медленно идут процессы совершенствования экономической структуры страны, развитие научной сферы. Неясными остаются последствия вступления страны во Всемирную торговую организацию, а также результаты от функционирования Российской экономики в рамках ВТО.
Продолжится негативное влияние на экономику края и ряда региональных проблем. В первую очередь это проблемы влияния на все отрасли экономики и социальной сферы края: высокие тарифы и недостаток квалифицированных кадров. Высокие тарифы на энергоносители снижают конкурентоспособность местных производителей. Высокая стоимость транспортных услуг значительно ограничивает возможности предприятий края в поставках продукции в западные регионы страны, что обрекает край на определенную экономическую оторванность от центральных областей России.
Перед экономикой края достаточно жестко встает кадровая проблема: начинает сказываться недостаток квалифицированных управленцев, адаптированных к рыночной экономике, высококвалифицированных инженерных кадров, а также рабочих кадров высокой квалификации. Среди рабочих профессий происходит наибольшее старение кадрового состава, обусловленное крайне низким притоком молодежи. Проблема дефицита кадров будет выступать серьезным ограничителем развития экономики.
Такой положительный фактор, как огромный и емкий рынок стран АТР пока не может быть задействован в достаточной мере из-за технической и технологической отсталости, низкой конкурентоспособности значительной части обрабатывающих производств.
Кроме общих проблем в результате анализа определены ключевые проблемы развития территории по основным направлениям:
1. Проблемы развития энергетической инфраструктуры:
- неудовлетворительная структура топливно-энергетического баланса, предопределяющая высокие затраты на производство энергоносителей, как следствие - высокая стоимость электро- и теплоэнергии;
- высокая степень физического и морального износа генерирующих мощностей, что снижает степень устойчивости и безопасности функционирования энергосистемы;
- неудовлетворительное состояние значительного числа объектов малой энергетики.
2. Проблемы развития производства товаров и услуг:
- недостаточно эффективное использование природных ресурсов, что выражается в сырьевой направленности производств, экспорта товаров;
- низкая загрузка мощностей предприятий оборонного комплекса заказами на производство продукции оборонного характера;
- низкая конкурентоспособность, техническая и технологическая отсталость продукции гражданского машиностроения;
- недостаточные инвестиции в обрабатывающие отрасли, направляемые на развитие, диверсификацию, модернизацию производств;
- недостаточное развитие малого предпринимательства.
3. Проблемы развития транспортной инфраструктуры:
- недостаточно развитая сеть автодорог, низкие темпы их строительства, недостаточные объемы инвестиций в автодорожное строительство и содержание дорожной сети;
- проблемы развития местных авиалиний, недостаток инвестиций на модернизацию аэропортов, систем аэронавигации, обновление парка воздушных судов;
- недостаточное использование транзитных функций железнодорожного транспорта в перевозках международных грузов, контейнерных перевозок;
- задержка строительства второй очереди совмещенного моста через р. Амур у г. Хабаровска.
4. Проблемы формирования бюджета края:
- чрезмерная концентрация финансовых ресурсов, налоговых поступлений в федеральном бюджете;
- нарастающий дефицит бюджетных средств, недостаток ресурсов для реализации программ развития края, социальной помощи населению.
5. Проблемы развития человеческого капитала:
- неудовлетворительная демографическая ситуация, депопуляция населения;
- высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- недостаточный уровень развития среднего класса населения;
- недостаточный уровень развития социальной сферы, сферы услуг;