Потребительский рынок в настоящее время - это крупный сектор экономики края. В нем функционирует более 9 тыс. предприятий, в том числе 5,7 тыс. магазинов общей торговой площадью 440 тыс. кв. м., 1,4 тыс. предприятий общественного питания, 1,9 тыс. бытового обслуживания и 53 рынка. В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания занято более 75 тыс. человек, или каждый девятый, занятый в хозяйстве края. Более 80 процентов товаров и услуг реализуются через предприятия негосударственной формы собственности.
За пять лет (2001 - 2005 годы) оборот розничной торговли увеличился почти в 1,6 раза. Все больший объем оборота розничной торговли приходится на организованные формы торговли - магазины, супермаркеты, торговые комплексы с применением современных форм обслуживания.
Оборот общественного питания в 2005 году увеличился на 33 процента к 2000 году. В настоящее время в сфере общественного питания также происходят качественные изменения. Развивается общедоступная сеть, особенно небольших предприятий быстрого обслуживания, при учреждениях, закусочных, специализированных предприятий. Открываются новые рестораны и кафе, модернизируются и перепрофилируются ранее действующие предприятия.
С 2001 года ежегодно наблюдается положительная динамика объемов реализации платных услуг населению. Изменения, произошедшие в структуре услуг за последние годы, вывели в разряд платных те виды, которые традиционно считались бесплатными (медицинские, образовательные, физической культуры и спорта, многие виды услуг культуры). В структуре объёма платных услуг более 75 процентов расходов населения приходится на услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи.
На край приходится около 30 процентов объёма платных услуг населению, оказываемых в Дальневосточном федеральном округе. По объёму реализации платных услуг на душу населения край занимает первое место среди краев и областей Дальневосточного региона.
За 2001 - 2005 годы рост объёма реализации платных услуг населению составил 117,7 процента, в том числе по услугам бытового характера - 120,9 процента.
В последние годы устойчиво развиваются в крае услуги связи, образования, медицинские, ветеринарные, правового характера, ряд услуг бытового характера. При этом для привлечения потребителей и поддержания конкурентоспособности на активно развивающемся рынке услуг основными критериями стали не только качество, но и широкий перечень предлагаемых услуг, а также квалификация и профессиональный имидж персонала.
Дальнейшее развитие получают уже завоевавшие популярность у населения такие виды услуг, как услуги интернет-салонов, игровых компьютерных салонов, бильярдных залов, компьютерный подбор причесок и красок для волос в салонах красоты, экспресс-фото, услуги ломбардов, беспроводная радиосвязь, использование карточек СТК для получения различной информации. Постоянно расширяется спектр услуг, присущий рыночной инфраструктуре - банковские, страховые, риэлторские, а также услуги по сделкам с недвижимостью.
Вместе с тем состояние и тенденции развития этого важного сектора свидетельствуют о наличии ряда серьезных проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность функционирования потребительского рынка и требуют своего решения.
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке, что привело к росту потребительских цен за последние пять лет в 2,2 раза.
Высокие темпы роста потребительских цен, наряду с действием макроэкономических факторов, обусловлены факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли и бытовых услуг. Это высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая часть из которых не является ни технологически, ни организационно необходимой.
Серьезной проблемой остается обеспечение качества и безопасности товаров и услуг. Наиболее остро она стоит в оптовом звене - при хранении продовольственных товаров, при организации внемагазинных форм продажи товаров - на рынках и в мелкорозничной сети.
Складывающаяся дислокация объектов торгового и бытового обслуживания в крае не полностью отвечает потребностям населения. Органы местного самоуправления не используют в полной мере свои функции по сохранению профиля социально значимых объектов. Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового и бытового обслуживания. Продолжает сохраняться значительный разрыв в уровне обслуживания городского и сельского населения. Основными потребителями услуг являются жители гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре (на которые приходится около 90 процентов от общего объёма оказываемых в крае платных услуг), а также население некоторых районных центров. В большинстве же малых городов края и в сельской местности сфера услуг развита очень слабо. С одной стороны, недоступность многих видов услуг в данных населённых пунктах связана с невысоким уровнем доходов местных жителей, с другой стороны, сохраняется довольно ограниченный перечень услуг, предлагаемых субъектами потребительского рынка.
Имеют место факты теневого оборота, зачастую идет сокрытие доходов предприятий, следовательно, и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.