(процентов) | ||
Инерционный вариант | Инвестиционный вариант | |
ВРП | 102,50 | 105,50 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 107,60 | 114,00 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 108,60 | 109,90 |
Металлургическое производство | 111,00 | 120,70 |
Производство транспортных средств | 100,15 | 110,60 |
Транспорт | 101,35 | 103,40 |
Строительство | 104,80 | 107,10 |
Розничная торговля | 108,30 | 109,60 |
Структурные сдвиги в производстве ВРП будут связаны с реализацией стратегий развития, и будут происходить более интенсивно в условиях второго варианта. Возрастет доля обрабатывающего сектора промышленности в структуре ВРП с 15,2 процента в 2005 году до 17 процентов в 2010 году, соответственно возрастет и доля инвестиций в эти производства. Среднегодовой темп роста обрабатывающих производств будет опережать темп роста сырьевого сектора. Так, если добыча полезных ископаемых в 2010 году увеличится на 12 процентов к 2005 году, то обрабатывающие производства - в 1,5 раза.
Кроме того, строительство и торговля будут развиваться опережающими темпами, их доля в структуре ВРП в 2010 году увеличится до 6 процентов и 14,5 процента соответственно (в 2005 году 5,5 и 12,6 %). В то же время доля транспорта в структуре ВРП снизится с 18 процентов в 2005 году до 15 процентов в 2010 году.
Темпы развития экономики могут быть существенно выше при ужесточении мер по сокращению размеров теневого рынка, уровень которого оценивается различными экспертами до 40 процентов от регистрируемых объемов производства товаров, работ и услуг. Набор способов ведения теневого бизнеса достаточно широк - от сокрытия объемов произведенной продукции и услуг, применения различных схем ухода от налогов до организации незаконного предпринимательства, контрабанды товаров. Теневой рынок в той или иной мере существует практически во всех отраслях экономики, однако в большей степени он получил развитие в лесной и рыбной промышленности, оптовой и розничной торговле, автотранспорте, в области туристических услуг, в целом сфере малого бизнеса.
Значительный ущерб экономике и природе наносят незаконные рубки леса, переруб на делянах, браконьерский промысел и контрабандный экспорт рыбы и морепродуктов.
В результате сокрытия доходов, ухода от налогов бюджет края недополучает значительные суммы средств, что ограничивает возможности развития социальной сферы, социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, отрицательно сказывается на уровне доходов работников образования, здравоохранения, культуры. Теневой рынок является питательной средой для коррупции, взяточничества, экономических преступлений, он разрушает основы социальной ответственности бизнеса.
Развитие теневого рынка связано как с недостатками и пробелами нормативно-правовой базы, так и с нарушениями действующего законодательства, слабым администрированием субъектов хозяйственной деятельности. Еще слабо поставлена работа по изучению и выявлению причин возникновения теневого бизнеса, механизмов и схем его ведения, выработке условий и мер по снижению размеров теневой экономики.
Легализация лишь половины предполагаемых скрытых доходов и объемов позволила бы не только достичь, но и превысить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения ВВП к 2010 году. Поэтому в дальнейшем при проработке программ по отдельным отраслям экономики необходима разработка конкретных мероприятий, направленных на осветление теневого рынка с привлечением к этой работе ассоциаций предпринимателей. Нужна активная работа правоохранительных органов по решению вопросов легализации бизнеса, обеспечения безопасности, сохранности собственности.