Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года (с изменениями на 19 октября 2009 года)

Производство пищевых продуктов, включая напитки

Производство пищевых продуктов, включая напитки - один из видов экономической деятельности, призванный обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания.

Он представлен девятью подвидами деятельности, объединяющими в своем составе около 330 предприятий с общей численностью работающих свыше 15 тыс. человек.

В последние годы вид деятельности - производство пищевых продуктов, включая напитки, интенсивно развивается, вводятся новые производственные мощности, обновляется и расширяется ассортимент продукции, улучшается ее качество. В 2006 году индексы производства пищевых продуктов составят 176,2 процента к уровню 2000 года.

В 2005 году платежи в бюджет края от пищевых предприятий составили 5,8 процента в общих поступлениях от всех видов экономической деятельности.

В целом за последние пять лет (с 2001 по 2005 год) инвестиции в основной капитал составили 4474 млн. рублей. Проводилась модернизация и ввод новых мощностей на молокоперерабатывающих, пивоваренных предприятиях, предприятиях, выпускающих кондитерские, макаронные изделия и спирт.

В период с 2001 по 2006 год проведена реконструкция пивоваренного производства ОАО "Амур-пиво", в результате мощности увеличены в 2 раза и составляют 10 млн. дал пива в год. В ЗАО "Переяславский молочный завод" после проведения реконструкции основного производства увеличены мощности по переработке молока в 2 раза с установкой современной технологической линии "Тетра Фино Асептик" для производства стерилизованного молока с длительным сроком хранения. ОАО "ДАКГОМЗ" - единственное предприятие в Дальневосточном регионе, выпускающее продукты, производимые из экологически чистой немодифицированной сои, на заводе освоена новейшая технология производства соевых и комбинированных продуктов с применением соевой белковой основы.

Введено в строй краевое государственное унитарное предприятие "Комбинат детского питания", оснащенное уникальным, современным оборудованием, где все процессы производства контролируются и управляются компьютером. Комбинат детского питания является единственным на Дальнем Востоке, выпускающим молочную продукцию для детей с первого дня жизни и для диетического питания. Объемы выпускаемой продукции с начала ввода комбината увеличились в 7,8 раза (с 298 тонн в 2002 году до 2 334 тонн в 2005 году). Расширился ассортимент выпускаемой продукции с 4 наименований до 18, кроме продукции детского питания выпускается 13 наименований массового спроса: кефир, варенец, бифилюкс и бифилайф с фруктовыми наполнителями и др.

Введен в строй ликеро-водочный завод "Корфовский" мощностью 500 тыс. дал в год, после модернизации и технического оснащения мощности завода увеличились в 2,6 раза.

Акционерным обществом "Масложиркомбинат "Хабаровский" в связи с изменением спроса на потребительском рынке установлены две линии по фасовке масла соевого в емкости от 0,5 до 5,0 литров. На производственных мощностях ОАО "Мясокомбинат "Хабаровский" предприятием ООО "Балтимор-Амур" налажено производство пищевых концентратов, кетчупов, овощных консервов, ранее не производимых в крае.

На ООО "Григ Чернобельского" введен в эксплуатацию цех по производству сырокопченой продукции мощностью 360 тонн в год. Предприятие одно из первых краевых производителей освоило выпуск сырокопченых мясных изделий, ранее завозимых из западных регионов страны. На предприятии постоянно совершенствуется и модернизируется производство, закупается самое современное технологическое оборудование.

Введены в эксплуатацию новые цеха по производству полуфабрикатов на предприятиях: ООО "Кооператор-2", филиале Хабаровского крайпотребсоюза "Хабаровский пищевой комбинат" общей мощностью 1,8 тыс. тонн в год.

В 2003 году построен современный пивоваренный завод "Балтика-Хабаровск", производительная мощность которого составляет 10 млн. дал пива в год. С вводом в эксплуатацию предприятия создано свыше 500 новых рабочих мест.

Острая конкуренция на потребительском рынке заставляет предприятия постоянно работать над обновлением ассортимента и дизайна выпускаемой продукции, улучшением качества, применением современной упаковки.

Для улучшения продвижения продукции потребителю большая часть пищевых предприятий имеет фирменную торговлю. Через собственную торговую сеть реализуется до 45 процентов хлеба и хлебобулочных изделий, более 30 процентов молочной продукции, колбасных изделий и полуфабрикатов.

Финансово-экономическое состояние предприятий нестабильное. За 2005 год пищевыми предприятиями получена прибыль в сумме 234,2 млн. рублей, что больше на 9,7 процента, чем в 2004 году. При этом доля прибыльных предприятий сократилась с 68,1 процента в 2004 году до 55,3 процента в 2005 году. Соответственно возросла доля убыточных предприятий и результатом деятельности в 2005 году стал сальдированный убыток 113 млн. рублей против прибыли 86,1 млн. рублей в 2004 году.

Основной проблемой при производстве пищевых продуктов, включая напитки, остается низкая конкурентоспособность некоторых видов продукции по цене, что привело к сокращению их выпуска на ряде пищевых предприятий.

Полностью прекращен выпуск маргариновой продукции, шампанского и спирта из пищевого сырья. К уровню 2000 года в 2006 году снижено производство крупы, муки, макаронных изделий, кондитерских изделий, водки и ликероводочных изделий.

Загрузка производственных мощностей предприятий в последние годы остается низкой.

Не менее острой проблемой для местных производителей являются постоянные трудности в обеспечении сырьем. В мясной промышленности из-за отсутствия квот на ввоз импортного мяса предприятия работают "с колес". Молочным предприятиям в 2005 году сельскохозяйственными предприятиями края на переработку поставлено 21,7 тыс. тонн молока, что составляет 42,7 процента от потребности предприятий для производства продукции.

Для дальнейшего развития производства пищевых продуктов края необходимо эффективное развитие интеграционных процессов с предприятиями агропромышленного комплекса, совершенствование инвестиционной и ценовой политики, новые управленческие подходы, более совершенные технические и технологические решения, выработка маркетинговой стратегии.