Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года (с изменениями на 19 октября 2009 года)


Динамика индексов потребительских цен (тарифов) на отдельные виды ЖКУ (декабрь к декабрю предыдущего года)

(процентов)

Год

Индекс

Индекс

Индекс

в том числе

потребительских цен на ЖКУ по России

потребительских цен в целом по Хабаровскому краю

потребительских цен на ЖКУ по Хабаровскому краю

водоснабжение и канализация (за месяц с человека)

отопление 1 кв. м общей площади

горячее водоснабжение (за месяц с человека)

газоснабжение (за месяц с человека)

плата за жилищные услуги в домах муниципального жилищного фонда на 1 кв. м

2000

142,60

119,94

143,78

159,70

145,30

181,90

135,40

143,20

2001

156,80

123,51

143,43

146,90

139,40

150,80

142,90

126,90

2002

148,80

117,64

145,18

122,80

130,90

124,10

122,70

189,50

2003

128,70

115,28

130,89

154,80

143,60

154,20

120,60

135,30

2004

123,50

113,84

123,58

136,26

119,20

115,75

113,96

149,01

2005

132,70

113,57

130,71

136,10

142,88

143,24

108,10

131,76


Учитывая, что в рамках реформирования ЖКХ осуществляются мероприятия, направленные на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКУ потребителями, в том числе населением, в среднем номинальный уровень платежей населения за ЖКУ в 2005 году оценивается в 97 процентов против 57 процентов в 2000 году, при этом фактический - 58,6 процента. По России среднесложившийся уровень с учетом установленных регионами уровня платежей населения составил 85,7 процента. Доля расходов семьи на оплату данных услуг в крае установлена в размере 22 процентов.

Правительством края все эти годы продолжалась политика социальной защиты граждан в виде предоставления субсидий и льгот.

С ростом тарифов на жилье и коммунальные услуги растут суммы предоставляемых гражданам субсидий и льгот. В 2005 году размер их увеличился в 4 раза к уровню 2000 года.

Сумма предоставленных субсидий за период с 2000 года возросла в 2,9 раза и достигла 495,3 млн. рублей, при этом наибольший удельный вес в объеме начисленных субсидий занимают компенсации за отопление и горячее водоснабжение (50,5 %).

Объем средств, необходимых на компенсацию льгот по оплате услуг ЖКХ, в 2005 году составил около 1,3 млрд. рублей и увеличился к 2000 году в 4,9 раза, несмотря на снижение количества льготников на 181 тыс. человек.

Кроме того, рост тарифов тесно взаимосвязан с бюджетными расходами на ЖКХ. Финансирование из бюджета края в 2005 году возросло в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом.

Финансовое состояние большинства предприятий ЖКХ по-прежнему сложное, их деятельность остается убыточной. Сальдированный финансовый результат деятельности жилищно-коммунальных предприятий за 2005 год отрицательный в размере 574,5 млн. рублей, что в 3,5 раза больше данного показателя в 2000 году.

Практически во всех муниципальных образованиях края сохраняется тенденция превышения кредиторской задолженности над дебиторской, что представляет реальную угрозу банкротства большинства предприятий отрасли.

За истекший период кредиторская задолженность возросла в 1,8 раза по сравнению с 2000 годом, дебиторская увеличилась в 1,6 раза. Основная доля долговых обязательств в дебиторской задолженности приходится на задолженность бюджетов всех уровней на компенсацию разницы в ценах и тарифах на ЖКУ, возмещение льгот и субсидий, оплату бюджетными учреждениями потребленных ЖКУ.

Неплатежи потребителей и несбалансированность тарифной политики ведут к отрицательному влиянию на краевой и местные бюджеты, к финансовому ухудшению деятельности предприятий ЖКХ.

Одной из главных проблем, тормозящих позитивные преобразования в отрасли, является крайняя изношенность основных фондов и инженерной инфраструктуры. Из-за отсутствия достаточных средств на поддержание надежности и устойчивости инженерных систем растет протяженность инженерных коммуникаций, нуждающихся в замене. Степень износа коммунальной инфраструктуры в крае составляет около 60 процентов. В связи с этим основные усилия в отрасли направлены на решение проблемы модернизации и реконструкции коммунальных объектов, инженерных сетей и жилищного фонда.

Ветхий и аварийный жилищный фонд на 01 января 2006 г. составляет 615,6 тыс. кв. м общей площади (2,2 % от всего наличного жилищного фонда).

Для решения этой острой социальной проблемы Правительством края был разработан и принят Законодательной Думой Хабаровского края Закон Хабаровского края "О краевой целевой программе "Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах", который позволил осуществить комплексный подход к переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в благоустроенные помещения. В 2004 - 2005 годах из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов направлено 286,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - более 158 млн. рублей, из краевого - 36,5 млн. рублей против 25 млн. рублей, запланированных на данный период.

За 2000 - 2005 годы в отрасли проведен ряд структурных преобразований. Создавались новые организационно-правовые формы управления отраслью и внедрение новых экономических отношений. В сфере ЖКХ (по состоянию на 01 января 2006 г.) осуществляют свою деятельность 246 объединений собственников жилья, из них 147 товариществ собственников жилья и 99 жилищно-строительных кооперативов. Более 11 млн. кв. м общей площади жилищного фонда обслуживается частными предприятиями-подрядчиками, что составляет 39,2 процента всего жилищного фонда края.

Получили развитие договорные отношения между хозяйствующими субъектами, нанимателями и собственниками на основе взаимных интересов и ответственности. По состоянию на 01 января 2006 г. около половины договоров подряда на содержание муниципального жилищного фонда заключаются на конкурсной основе.