(процентов) | ||||||||
Год | Индекс | Индекс | Индекс | в том числе | ||||
потребительских цен на ЖКУ по России | потребительских цен в целом по Хабаровскому краю | потребительских цен на ЖКУ по Хабаровскому краю | водоснабжение и канализация (за месяц с человека) | отопление 1 кв. м общей площади | горячее водоснабжение (за месяц с человека) | газоснабжение (за месяц с человека) | плата за жилищные услуги в домах муниципального жилищного фонда на 1 кв. м | |
2000 | 142,60 | 119,94 | 143,78 | 159,70 | 145,30 | 181,90 | 135,40 | 143,20 |
2001 | 156,80 | 123,51 | 143,43 | 146,90 | 139,40 | 150,80 | 142,90 | 126,90 |
2002 | 148,80 | 117,64 | 145,18 | 122,80 | 130,90 | 124,10 | 122,70 | 189,50 |
2003 | 128,70 | 115,28 | 130,89 | 154,80 | 143,60 | 154,20 | 120,60 | 135,30 |
2004 | 123,50 | 113,84 | 123,58 | 136,26 | 119,20 | 115,75 | 113,96 | 149,01 |
2005 | 132,70 | 113,57 | 130,71 | 136,10 | 142,88 | 143,24 | 108,10 | 131,76 |
Учитывая, что в рамках реформирования ЖКХ осуществляются мероприятия, направленные на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКУ потребителями, в том числе населением, в среднем номинальный уровень платежей населения за ЖКУ в 2005 году оценивается в 97 процентов против 57 процентов в 2000 году, при этом фактический - 58,6 процента. По России среднесложившийся уровень с учетом установленных регионами уровня платежей населения составил 85,7 процента. Доля расходов семьи на оплату данных услуг в крае установлена в размере 22 процентов.
Правительством края все эти годы продолжалась политика социальной защиты граждан в виде предоставления субсидий и льгот.
С ростом тарифов на жилье и коммунальные услуги растут суммы предоставляемых гражданам субсидий и льгот. В 2005 году размер их увеличился в 4 раза к уровню 2000 года.
Сумма предоставленных субсидий за период с 2000 года возросла в 2,9 раза и достигла 495,3 млн. рублей, при этом наибольший удельный вес в объеме начисленных субсидий занимают компенсации за отопление и горячее водоснабжение (50,5 %).
Объем средств, необходимых на компенсацию льгот по оплате услуг ЖКХ, в 2005 году составил около 1,3 млрд. рублей и увеличился к 2000 году в 4,9 раза, несмотря на снижение количества льготников на 181 тыс. человек.
Кроме того, рост тарифов тесно взаимосвязан с бюджетными расходами на ЖКХ. Финансирование из бюджета края в 2005 году возросло в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом.
Финансовое состояние большинства предприятий ЖКХ по-прежнему сложное, их деятельность остается убыточной. Сальдированный финансовый результат деятельности жилищно-коммунальных предприятий за 2005 год отрицательный в размере 574,5 млн. рублей, что в 3,5 раза больше данного показателя в 2000 году.
Практически во всех муниципальных образованиях края сохраняется тенденция превышения кредиторской задолженности над дебиторской, что представляет реальную угрозу банкротства большинства предприятий отрасли.
За истекший период кредиторская задолженность возросла в 1,8 раза по сравнению с 2000 годом, дебиторская увеличилась в 1,6 раза. Основная доля долговых обязательств в дебиторской задолженности приходится на задолженность бюджетов всех уровней на компенсацию разницы в ценах и тарифах на ЖКУ, возмещение льгот и субсидий, оплату бюджетными учреждениями потребленных ЖКУ.
Неплатежи потребителей и несбалансированность тарифной политики ведут к отрицательному влиянию на краевой и местные бюджеты, к финансовому ухудшению деятельности предприятий ЖКХ.
Одной из главных проблем, тормозящих позитивные преобразования в отрасли, является крайняя изношенность основных фондов и инженерной инфраструктуры. Из-за отсутствия достаточных средств на поддержание надежности и устойчивости инженерных систем растет протяженность инженерных коммуникаций, нуждающихся в замене. Степень износа коммунальной инфраструктуры в крае составляет около 60 процентов. В связи с этим основные усилия в отрасли направлены на решение проблемы модернизации и реконструкции коммунальных объектов, инженерных сетей и жилищного фонда.
Ветхий и аварийный жилищный фонд на 01 января 2006 г. составляет 615,6 тыс. кв. м общей площади (2,2 % от всего наличного жилищного фонда).
Для решения этой острой социальной проблемы Правительством края был разработан и принят Законодательной Думой Хабаровского края Закон Хабаровского края "О краевой целевой программе "Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах", который позволил осуществить комплексный подход к переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в благоустроенные помещения. В 2004 - 2005 годах из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов направлено 286,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - более 158 млн. рублей, из краевого - 36,5 млн. рублей против 25 млн. рублей, запланированных на данный период.
За 2000 - 2005 годы в отрасли проведен ряд структурных преобразований. Создавались новые организационно-правовые формы управления отраслью и внедрение новых экономических отношений. В сфере ЖКХ (по состоянию на 01 января 2006 г.) осуществляют свою деятельность 246 объединений собственников жилья, из них 147 товариществ собственников жилья и 99 жилищно-строительных кооперативов. Более 11 млн. кв. м общей площади жилищного фонда обслуживается частными предприятиями-подрядчиками, что составляет 39,2 процента всего жилищного фонда края.
Получили развитие договорные отношения между хозяйствующими субъектами, нанимателями и собственниками на основе взаимных интересов и ответственности. По состоянию на 01 января 2006 г. около половины договоров подряда на содержание муниципального жилищного фонда заключаются на конкурсной основе.