По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу машиностроительный комплекс является ведущим в крае. Машиностроительный комплекс включает виды экономической деятельности: производство транспортных средств, машин и оборудования, электрооборудования и электронного оборудования. В период 2001 - 2005 гг. в машиностроительном комплексе ежегодно увеличивались объемы производства, развитие носило в основном восстановительный характер. В 2005 году выпуск продукции по сравнению с 1990 годом составил 53 процента, тогда как в максимум спада (1997 год) этот показатель не превышал 17 процентов.
В машиностроении объем инвестиций за последние пять лет увеличился более чем в 2 раза (в сопоставимых условиях), их сумма в 2005 году составила около 17 процентов от всего объема инвестиций, направленных в промышленное производство.
Суммарная доля платежей предприятий машиностроения в бюджет края в 2001 - 2005 годах составила 39 процентов от налоговых поступлений всего промышленного производства.
Основу машиностроения края составляют предприятия оборонной промышленности, обладающие наиболее современными технологиями, высококвалифицированными коллективами.
Доля предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в промышленном производстве составляла в последние 5 лет около 30 процентов. Несмотря на некоторое увеличение в последние годы объемов государственного заказа, загрузка оборонных мощностей предприятий ОПК оставалась крайне низкой и не обеспечивала рентабельную и ритмичную работу предприятий. В этих условиях принимались меры по формированию производственных программ за счет производства гражданской продукции, перепрофилированию части производственных мощностей под эти цели, проводилась активная работа по привлечению экспортных заказов на поставки оборонной продукции.
ОАО "КнААПО" в этот период обеспечивало загрузку основных мощностей в подавляющей части за счет экспортных поставок в КНР и другие страны Азии, последняя их которых была завершена в 2004 году. В целях диверсификации и частичной конверсии производства предприятием реализуется три проекта по строительству гражданских самолетов. Но это не обеспечило восполнение объемов производства, потерянных из-за отсутствия экспортных контрактов, выпуск продукции на объединении по сравнению с 2003 годом сократился в четыре раза. Принятые меры по заключению в июле 2006 г. экспортного контракта с Венесуэлой позволит обеспечить рост производства в 2006 году на 3,7 процента к уровню 2005 года.
На судостроительных предприятиях края осваивалось строительство гражданских судов различного класса и назначения, в том числе сухогрузов, лесовозов, танкеров, морских буксиров, судов для рыбодобывающего флота и научных исследований.
ОАО "Амурский судостроительный завод" выполнял масштабные заказы по строительству модулей и модернизации морских нефтедобывающих платформ "Моликпак" и "Орлан", предназначенных для добычи нефти на шельфе о. Сахалин.
Однако ситуация на рынке строительства новых судов и судоремонта оставалась крайне неудовлетворительной в результате избытка в Дальневосточном регионе судостроительно-судоремонтных мощностей.
На федеральном государственном унитарном предприятии "Дальневосточное производственное объединение "Восход" освоены технологии расснаряжения боеприпасов и производства промышленных взрывчатых веществ, на федеральном казенном предприятии "Амурский патронный завод "Вымпел" налажен выпуск стрелково-охотничьих патронов.
Меры по диверсификации на оборонных предприятиях способствовали решению задач по сохранению основных мощностей и коллективов предприятий, однако не решали кардинальным образом проблемы загрузки производств.
На большинстве предприятий ОПК не обеспечивался ритмичный и рентабельный режим работы, что отрицательно влияло на финансово-производственные показатели деятельности, приводило к вымыванию оборотных средств, потере квалифицированных кадров. Кадровые проблемы достаточно жестко обозначились в периоды развертывания производства по выполнению крупных заказов на ОАО "Амурский судостроительный завод", федеральном государственном унитарном предприятии "Хабаровский судостроительный завод", федеральном казенном предприятии "Амурский патронный завод "Вымпел". Усиливается проблема старения кадров.
На предприятиях гражданского машиностроения в целом обеспечивался рост промышленного производства, велись работы по расширению номенклатуры и освоению новых видов продукции.
В крае получают развитие новые направления в машиностроении - производство твердосплавных режущих инструментов, достаточно крупные сборочные производства по выпуску сложной бытовой техники, что способствует освоению современных технологий, создает условия для развития отечественного производства комплектующих, элементной базы, внедрения прогрессивных методов управления, маркетинга.
На большинстве предприятий гражданского машиностроения рост промышленного производства обеспечивался в основном возможностями импортозамещения после кризиса 1998 года, которые по мере укрепления рубля исчерпывались, тенденции к расширению производства не приобрели устойчивого характера. На фоне недостаточно активного внутреннего спроса на продукцию производственно-технического назначения растет конкуренция со стороны зарубежных производителей. На внешнем рынке продукция краевых предприятий, основные технические и качественные характеристики которой формировались в 70 - 80 годах прошлого века, также имеет низкую конкурентоспособность.
Из-за низкой загрузки производственных мощностей, на большинстве предприятий не превышающей 30 процентов, складывается сложное финансовое положение.
Предприятия гражданского машиностроения вплотную сталкиваются с проблемой старения основных фондов, испытывают острый дефицит инвестиционных ресурсов для модернизации производств, внедрения современных технологий, обновления продукции (основная доля инвестиций и инноваций в машиностроение осваивалась на крупных оборонных предприятиях - ОАО "КнААПО", ОАО "Амурский судостроительный завод").
Гражданское машиностроение за редким исключением оставалось малопривлекательным для сторонних инвесторов вследствие повышенных рисков и значительных сроков окупаемости проектов.
В этих условиях для многих машиностроительных предприятий края обостряются проблемы формирования портфелей заказов и производственных программ, обеспечения устойчивого сбыта продукции, что грозит стагнацией и сокращением производства.
Необходимо выделить следующие проблемы развития машиностроительного комплекса края, требующие основного внимания и решения:
- обеспечение оборонных производств государственными и внешними заказами на производство продукции оборонного характера; меры по дальнейшей диверсификации и конверсии излишних оборонных мощностей в целях повышения устойчивости оборонных предприятий;
- поиск механизмов обеспечения загрузки судостроительно-судоремонтных мощностей заказами на строительство и ремонт судов гражданского назначения;
- повышение инвестиционной активности в гражданском машиностроении, привлечение инвестиций в целях технической и технологической модернизации производств, повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек производства;
- необходимость эффективных механизмов внедрения в производство наукоемких и высокотехнологичных разработок, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий;
- обеспечение предприятий машиностроительного комплекса квалифицированными кадрами.