Для экономики края характерна высокая доля транспорта в структуре ВРП, достигшая в 2005 году 17,6 процента. Среднегодовая численность занятых на транспорте превышает 62 тыс. человек, или 9 процентов от общей численности занятых в экономике края.
За период 2000 - 2005 гг. темп роста грузооборота в крае составил 134,2 процента, что выше аналогичных показателей по Российской Федерации (129,1 %) и Дальневосточному региону (125,3 %).
Основная доля в общем объёме грузооборота в крае принадлежит железнодорожному транспорту (94 - 96 %). Темп роста грузооборота железнодорожного транспорта за период 2000 - 2005 гг. составил 136,6 процента, что определило общую динамику грузооборота. Продолжающийся рост объёмов грузовых перевозок железнодорожным транспортом потребовал проведения ряда мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности железной дороги. В этих целях Дальневосточной железной дорогой - филиалом ОАО "Российские железные дороги" (далее - ДВЖД - филиал ОАО "РЖД") были проведены значительные работы по усилению верхнего строения пути, укладки железобетонных шпал и бесстыкового рельсового пути. Продолжаются работы по удлинению приемоотправочных путей станций, реконструкции вагонных и локомотивных депо.
На внутреннем водном, воздушном и автомобильном транспорте в рассматриваемый период была переломлена тенденция спада, сменившаяся незначительным ростом.
Объём перевозок грузов в крае за данный период вырос на 23,3 процента, доля железнодорожного транспорта в грузовых перевозках при этом возросла с 53,8 до 65,4 процента. В структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом преобладают нефть и нефтепродукты, лесные грузы и каменный уголь. Их суммарная доля достигает 75 процентов.
За период 2000 - 2005 гг. пассажирооборот в крае, основной объем которого формируется железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом, вырос на 7,1 процента.
Основной рост пассажирооборота достигнут на воздушном транспорте на 57,2 процента за счет увеличения федеральным государственным унитарным предприятием "Дальавиа" международных перевозок, особенно на украинском направлении.
Рост пассажирооборота на внутреннем водном транспорте на 20,2 процента связан с возобновлением в 2002 году теплоходом "Ерофей Хабаров" рейсов по реке Амуру и введением с 2003 года безостановочной линии Хабаровск - Николаевск-на-Амуре, осуществляемой судами типа "Метеор".
На железнодорожном и автомобильном транспорте допущено снижение пассажирооборота на 4,4 и 7,9 процента соответственно из-за роста стоимости проезда, сокращения подвижности населения, вызванного "монетизацией" льгот и заменой права на бесплатный проезд "федеральных льготников" на ежемесячную денежную выплату, изменения порядка учета количества поездок, осуществляемых гражданами льготных категорий.
В целях развития транспортного комплекса края принимались меры по решению ряда проблем.
Достижение предела пропускной способности железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска вызвало острую необходимость в начале строительства в 2005 году второй очереди железнодорожной части мостового перехода.
С 2005 года ОАО "Дальтрансуголь", дочерней компанией ОАО "СУЭК", ведутся активные работы по строительству на южном берегу бухты Мучке балкерного терминала мощностью 12 млн. тонн в год.
Кроме того, такими крупными российскими компаниями, как ООО "Компания "Базовый элемент", ЗАО "Управляющая компания "ЕвразФинанс", ОАО "Покровский рудник" и ООО "Саха (Якутская) транспортная компания", представляющим интересы Правительства Республики Саха (Якутия), проводятся подготовительные работы, необходимые для начала строительства глубоководных причалов в портах Ванино и Советская Гавань.
В 2006 году в бухте Де-Кастри компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед" введен в эксплуатацию нефтеналивной терминал мощностью до 12 млн. тонн в год для отгрузки на экспорт нефти Сахалинского шельфа.
Дальнейшее развитие портов Ванино и Советская Гавань вызвало необходимость в проведении ОАО "Российские железные дороги" работ по реконструкции участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
В связи с тем, что текущее техническое состояние многих аэропортов края не соответствует сертификационным требованиям и ставит под угрозу саму возможность полётов, для осуществления безопасного авиасообщения в крае проводилась реконструкция и строительство взлетно-посадочных полос в аэропортах гг. Хабаровска и Николаевска-на-Амуре.
Авиапредприятиями края реализовывались программы обновления физически и морально устаревшего парка воздушных судов. При поддержке Правительством края проектов приобретения воздушных судов по лизингу авиакомпанией ФГУП "Дальавиа" приобретено пять ТУ-214 и шесть ТУ-154М; краевым государственным унитарным предприятием "Хабаровские авиалинии" - одно воздушное судно Ан-26-100.
Из-за активного развития в последние годы разрушительных русловых процессов на реке Амур у г. Хабаровска, которые приводят к значительному ухудшению условий судоходства, проводилась реализация проекта инженерной защиты левого берега реки.
В автодорожном строительстве главным приоритетом являлось формирование дорожной сети, обеспечивающей надежную транспортную связь между районными и краевым центрами, населенными пунктами.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в крае на конец 2005 года составила 5 032 км. Плотность автомобильных дорог в крае составляет 6,1 км на 1 000 кв. км территории, что ниже среднего показателя по Российской Федерации в пять раз, но несколько превосходит среднее значение по Дальневосточному региону (5,4 км).
Большое внимание в последние годы уделялось строительству дорог "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре", "Селихино - Николаевск-на-Амуре", "Комсомольск - Березовый - Амгунь", реконструкции улично-дорожной сети городов для пропуска потоков транзитного автотранспорта. Так, в г. Хабаровске построены 13-и километровый обход города от мостового перехода через р. Амур и первая очередь дороги "Обход пос. Красная Речка", произведены работы по строительству магистральной улицы на участке проспект 60 лет Октября - ул. Краснореченская - ул. П. Морозова, построены подземные пешеходные переходы в районе остановок Павленко и Большая, надземный переход в районе ул. Муравьева-Амурского - ул. Гоголя. На участках интенсивного движения автотранспорта были построены транспортная развязка в двух уровнях на пересечении улиц Карла Маркса и Ленинградская, автомобильная дорога ул. Ленинградская с выходом на Восточное шоссе.
В то же время в результате изменений в налогово-бюджетном законодательстве существенно сократились объемы средств, направляемых в дорожное строительство. В связи с этим резко снизились темпы строительства новых дорог, что негативно отражается на инвестиционном имидже края, снижает потенциал развития экономики.
В период 2000 - 2005 гг. связь, коммуникационные системы края получили бурное развитие.
Объём услуг, оказываемых предприятиями связи, за период 2000 - 2005 гг. в крае вырос более чем в 6 раз. Наибольшие темпы роста объёмов услуг достигли операторы сотовой (подвижной) радиотелефонной связи. Региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов.
Общая монтированная емкость телефонных станций в крае за период 2000 - 2005 гг. выросла на 39 процентов, достигнув 375,9 тыс. номеров. Доля емкости цифровых станций от общей монтированной емкости местной телефонной сети составляет более 60 процентов. Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами (на 1 тыс. человек постоянного населения) составляет 219,2 шт. Темп роста к 2000 году - 155 процентов. Количество абонентов сотовой радиотелефонной связи в крае за рассматриваемый период выросло с 22,5 до 1291,4 тыс.
В то же время не полностью охвачены телефонной сетью северные труднодоступные районы края, так как еще не телефонизировано 127 населенных пунктов, в которых проживает более 39 тыс. человек. Поэтому основной задачей является обеспечение жителей края, проживающих в сельской местности и отдаленных северных районах, универсальной услугой связи.